Что такое контент-хаб и чем он полезен для SEO: руководство Ahrefs

Понятие контент-хаба не ново. О нем ранее говорил HubSpot, Brafton и прочие. Эксперты Ahrefs рассказали, как при помощи тематических кластеров привлечь больше трафика из органического поиска и входящих ссылок.

На первый взгляд контент-хаб ничем не отличается от обычной страницы сайта. На самом деле это стратегическая страница общей тематики, созданная для улучшения структуры сайта, привлечения ссылок и повышения авторитетности сайта в поиске. 

Понятие контент-хаб наследует прямое значение слова хаб — узел какой-то сети, концентратор, распределительный центр, разделяющий маршрут (в нашем случае трафик) на два и более. 

Примеры для этой публикации перенесены из оригинального источника.

пример страницы контент-хаба

Если все сделать правильно, то можно получить вот такие результаты:

метрики страницы контент-хаба

Контент-хаб (одна страница сайта) получил около 4000 обратных ссылок с 1150 уникальных доменов. Впечатляет, не правда ли? Рассказываем, как сделать так же.

Что такое контент-хаб

Это коллекция контента на сайте, связанная одной темой и внутренними ссылками. Хаб состоит из трех частей:

  • основная тематическая страница — страница на самую общую основную тему
  • дополнительные тематические страницы — содержат глубоко проработанный контент, объясняющий частные аспекты общей темы
  • ссылки — которые соединяют основную/посадочную страницу и дополнительные страницы так, чтобы и поисковики и пользователи легче понимали структуру и находили новые тематические страницы

Вот как выглядит контент-хаб схематически:

схема организации контента в кластере или хабе

Давайте посмотрим, как выглядит контент-хаб по чатботам на сайте Drift:

пример контент хаба

Он раскрывает тему, что такое чатботы, зачем они нужны и как создаются. Но страница намеренно не дает пошаговых инструкций по применению, созданию и прочих, потому что для раскрытия этих подтем создаются отдельные страницы.

Каждая дополнительная страница ссылается на основную:

перелинковка контент хаба

А основная в свою очередь содержит ссылки на все дополнительные:

перелинковка контент хаба

В результате такой организации тематического кластера удается достичь вот таких показателей:

Почему контент-хаб полезен сайтам?

Контент-хабы — это не просто способ организации контента. Они отлично способствуют продвижению сайта в поиске.

1. Более высокая тематическая авторитетность

Соединение страниц внутренними ссылками устанавливает семантические связи в контенте сайта. Таким образом можно повысить тематическую авторитетность сайта для поисковой системы (чем больше на сайте связанных страниц по теме, тем выше его тематическая авторитетность).

Google также смотрит на внутренние ссылки, чтобы лучше понимать, о чем новая страница. Это подтверждает гугловец Джон Мюллер:

цитатат мюллера о том, что google учитывает анкор ссылки

2. Больший ссылочный авторитет

Страницы, объединенный в один кластер, получают выгоду от входящих ссылок на другие страницы в хабе. Все благодаря тому, что по внутренним ссылкам также передается авторитет (PageRank).

В 2016 году Google отключил возможность проверить PR сайта, но это вовсе не значит, что он исключен из формулы ранжирования. Некоторые SEO-метрики рассчитываются по принципу, схожему с расчетом Google PR. К примеру, рейтинг URL из инструмента Ahrefs:

график зависимость рейтинга URL от трафика

3. Более высокая вовлеченность на сайте

Контент-хабы повышают вероятность перехода на внутренние страницы, более детально раскрывающие тему. Мы не знаем, учитывает ли Google поведенческие сигналы, но хабы задерживают пользователей на сайте надолго. 

4. Более высокая субъективная ценность

Контент-хабы воспринимаются пользователями как более ценные и важные, чем отдельные тематические статьи на сайте. Все дело в том, что пользователь сразу видит объем контента и понимает глубину проработки. 

Как создать контент-хаб

Создание хабов совсем не сложное. Можно даже сказать, простое. 

1. Поиск темы для хаба

Вооружитесь листом бумаги и ручкой и составьте список общих тем. Оригинальный материал рассматривает тему “вино”. 

Все темы должны соответствовать трем правилам:

  • носить информационный интент 
  • быть востребованными
  • достаточно широкими, чтобы из них можно было выделить 5-20 подтем для дополнительных страниц

Как выбрать тему для контент-хаба:

как выбрать тему для контент хаба инфографика

Информационный интент

Чтобы проверить интент темы, достаточно вбить основной ключ в поиск и посмотреть, какие сайты в первой десятке. Если поиск показывает интернет-магазины, значит, пользователи хотят видеть страницы с товарами или каталоги, а не читать мануалы и инструкции. 

К примеру, по запросу “вино и алкоголь” Google показывает больше интернет-магазинов, чем информационных материалов (по словам поиска, выдача строится, исходя из интересов пользователей — что больше выбирают, то и показывается выше):

А вот по запросу “виды вина” мы увидим информационные материалы. 

Поисковый интерес

Не стоит выбирать темы, которые не интересны пользователям. Не всегда статистика показов отражает реальную картину. Так, в примере из Ahrefs по запросу wine grapes регистрируется 3900+ показов: 

поисковый интерес к теме

А когда посмотреть месячный трафик по этим запросам на топовые сайты из выдачи, то видим вот такие цифры:

потенциальный трафик из поиска по теме

Пример доказывает, что даже если тема выглядит привлекательной и объемной (можно выделить много подтем), то низкий поисковый интерес к ней сведет все усилия на нет.

Достаточно широкая

Узкие темы не подходят для хабов, потому что в них сложно выделить подтемы. Но и не стоит впадать в другую крайность — слишком широкую тему. Как правило, лучше всего подходит тема, из которой можно выделить от 5 до 20 подтем.

“Виды красного вина” оказывается хорошей темой для хаба, так как основных всего 8. А вот тема “виды вина” плохо подходит для хаба, так как их слишком много, потребуется слишком много усилий, которые могут оказаться неоправданными (ввиду низкого поискового интереса к конкретным подтемам).

Для таких широких тем можно действовать по принципу лучшего, популярного.

К примеру, 10 самых популярных видов вина.

пример контент-хаба по суженной теме

Подбор релевантных подтем

Основная задача в создании хаба — подбор действительно актуальных и релевантных подтем: не уйти слишком далеко и не повторяться.

Если вы создаете хаб по теме “как делать вино”, то хорошей подтемой станет:

  • емкости для виноделия
  • как хранить вино

А вот подтема “к чему подают красное сухое вино” окажется менее релевантной. 

Чтобы подобрать релевантные подтемы для хаба:

  • проверьте сайты из топа поисковой выдачи
  • проверьте поисковые подсказки 
  • используйте инструменты подбора ключевых слов и проверяйте, по каким ключам ранжируются топовые тематические страницы
  • сформулируйте запросы со списками: список вин, список ингредиентов, список посуды для… и т.д.
  • посмотрите тематическую страницу Википедии:
подтемы для контент-хаба из тематической страницы википедии

Также надо проверить поисковый потенциал каждой подтемы. Если такую тему не ищут, возможно, включение ее в хаб нерационально. 

Создание и перелинковка контента

В оригинальной инструкции Ahrefs этого нет, но мы напишем. Хаб работает только с качественным контентом. То есть создать структуру из востребованных тем и залить туда технический, оптимизированный контент, бесполезный для посетителей, нельзя. Вы зря потратите время. 

Чем длиннее текст, тем больше внимания стоит уделить оформлению и форматированию.

Когда все статьи готовы и залиты на сайт, надо проставить ссылки на них с главной темы, а с каждой подтемы — на главную.

Перелинковку с главной статьи можно оформить так (выделенный блок ссылок):

организация контент-хаба на сайте

А можно так (в виде простой таблицы):

пример организации контент-хаба на сайте

Визуальная составляющая не играет роли, главное, чтобы пользователь понимал, как структурирован этот раздел.

Как ускорить создание контент-хаба

Создание контент-хаба — очень длительный и трудозатратный процесс. Надо создавать много качественного контента, а это время и деньги. Поэтому можно ускориться и создать хаб на основе уже существующего на сайте контента.

К примеру, на вашем сайте есть несколько тематических материалов и выглядят они в структуре сайта так:

схема сайта и поиск статей для контент-хаба

Тогда вам надо:

  • написать общую объединяющую страницу
  • перелинковать ее с тематическими
  • продумать другие возможные подтемы и доработать хаб.

Выглядеть это должно так:

организованный контент-хаб на сайте

Выводы:

Метод контент-хабов подойдет не для каждого сайта. Он достаточно затратный, но эффективный. 

Преимущества хаба в том, что можно действительно хорошо проработать тему, не размыть и не сместить фокус, хорошо структурировать и не потерять читателя из-за экстра-длинного материала на одной странице.

Руководство Ahrefs не показывает динамику трафика, ссылок и позиций до создания хаба и после для всего сайта. Но результаты для главной страницы хаба воодушевляют. 

Поделитесь опытом в комментариях, применяете ли такую практику? А будете пробовать?

Эта публикация доступна на Дзен-канале Miralinks!

4+
Поделиться: