Итоги года в поиске 2020

Традиционно в конце декабря мы подводим итоги поискового года. 2020 внес свои коррективы в продвижение сайтов. Пандемия заставила выйти в онлайн даже те форматы бизнеса, которые вели успешно деятельность оффлайн. Ужесточилась конкуренция, поменялись правила игры. В этот раз мы объединили события Google и Яндекс для удобства в одну публикацию.

Итоги года в Google

В 2020 года Google провел 3 масштабных обновления основного алгоритма ранжирования:

  • январь — это обновление было самым мягким в году. 
  • майэксперты наблюдают динамику позиций в ходе майского обновления и связывают изменения с ссылками, приходят к выводу, что сильный ссылочный профиль + качественный сайт с релевантной полезной информацией = win-win!
  • декабрь — эксперты сравнили влияние обновления алгоритма на позиции сайтов по годам и указали, что декабрьское обновление стало самым сильным за последние несколько лет, превосходя по силе даже Medic Update (август 2018). Эта итерация алгоритма оказалась сильной, но позитивной: многие просевшие сайты восстановили позиции после майской просадки. 

Значительные коррективы в ранжирование внесла пандемия и карантин. Многие вебмастера отмечали аномальные скачки в трафике (до 100% прироста) в апреле 2020. Чуть позже Мюллер объяснил, с чем могут связаны такие изменения. 

В мае этого года Google представил новую связку факторов ранжирования под названием Core Web Vitals и указал, что сообщит вебмастерам о вступлении нового сигнала в силу за полгода. Пока таких сообщений не было. Мы рассказывали, как подготовить сайт к новому сигналу ранжирования.

Также Google внес важные изменения в инструкции по оценке качества сайта. Документ дополнил раздел про оценку контента словарей и энциклопедий. Это важно учесть вебмастерам и оптимизаторам, которые продвигают сайты информационно-познавательной тематики, контент которых отвечает на вопрос “что такое?”.

“Словари и энциклопедии могут быть релевантны многим поисковым запросам. Такие источники часто появляются в ответ на простые запросы типа “что такое”. И здесь важно оценить, насколько такой источник соответствует простому информативному намерению пользователя. Сложные специфические статьи с терминологией могут не подходить в этом случае.”

Также интересна позиция Google в отношении проблемы ранжирования оригинального и копированного контента. Здесь Google рассказывает, почему копированные материалы иногда оказываются ценнее оригинальных, а здесь почему копия релевантнее оригинала. Причина — в добавленной ценности. Если копия дополнена ценными сведениями и становится более релевантной, то может занимать более высокие позиции в выдаче.

В октябре Google представил обновление в ранжировании — по фрагментам страниц. Такой подход поможет более точно определять соответствие страницы конкретному поисковому запросу. Изменение больше коснется страниц с длинным контентом, который охватывает широкую тему. В длинном контенте пользователям сложнее найти ответ на конкретный вопрос. Нововведение должно облегчить эту задачу.

Это самые интересные изменения в Google за 2020 год, Переходим к Яндексу.

Итоги года в Яндекс

История изменений в поиске Яндекса не так насыщена событиями, как в Google. 

В июле Яндекс запустил новую рассылку для вебмастеров о состоянии сайта в поиске и изменениях за последнюю неделю. Сводка показывает критичные проблемы по сайту, динамику кликов, страницы с максимальным CTR.

На конференции Optimization 2020 Яндекс дал ценные инсайты о работе поиска:

  • для ранжирования сайта важны не только внутренние и внешние факторы, но и сам бизнес, который стоит за интерфейсом. Яндекс разработал несколько инструментов и метрик, работающих в других проектах (Справочник, Маркет) для оценки бизнеса и учитывает эти данные в ранжировании. 
  • Яндекс четко обозначил свое отношение к накруткам ПФ. Главная задача антифрода — в неучете накрученных кликов и переходов. То есть вебмастера и оптимизаторы видят эти клики и переходы в системах аналитики сайта, но динамики трафика и позиций при этом не наблюдается. 
  • Яндекс рассказал о своей позиции к агрегаторам в выдаче и общему принципу ранжирования коммерческих сайтов. Главный фактор — удобство для пользователя. Яндексу абсолютно все равно, куда направлять трафик, важно, чтобы при этом пользователь достиг поставленной цели быстро и удобно. 
  • главная проблема многих коммерческих сайтов — схожесть с остальными. Если нет УТП, то:

“Яндексу нет смысла изменять выдачу, чтобы показать пользователю такой же сайт.”

  • Позиция Яндекса аналогична и в вопросе монополизации выдачи собственными сервисами. Пользователю все равно откуда получить ответ: с сайта или из сервиса Яндекса.

В ноябре Яндекс представил новую технологию обработки текста в поиске —  Yati. Эксперты указывают, что это самое значимое изменение в Яндекс поиске за последние 10 лет. 

Подводя общий поисковый итог

2020 год оказался сложным для продвижения во всех планах: Google проводил масштабные обновления, в ходе которых сайты необъяснимо и резко меняли позиции. Яндекс продолжал монополизацию выдачи собственными сервисами, придерживался стратегии пользы для человек, ранжируя крупные сайты и агрегаторы выше средних и мелких проектов. 

Если вы сейчас решаете, из какой поисковой системы стоит получать трафик, то вот статистика по долям Google и Яндекс (собрана в сентябре) в рунете и мире. Надеемся, для вас этот год прошел с наименьшими поисковыми стрессами!

Поделитесь в комментариях, как менялись позиции и трафик ваших проектов в поиске, с какими внутренними и внешними факторами вы связываете изменения?

Эта публикация уже есть на нашем Дзен-канале!

Всем счастливого Нового Года!

13+
Поделиться: