3 типа поисковых запросов и как оптимизировать под них страницы

Выделяют 3 основных типа поисковых запросов:

  • информационные
  • навигационные
  • транзакционные

Насколько данное разделение актуально в 2021 году и стоит ли оптимизировать страницы под тип запроса.

Основные типы поисковых запросов

Рассмотрим основные признаки и отличия каждого типа запросов.

Навигационные

Пользователь ищет определенный сайт. Если кто-то вводит в поисковую строку Wikipedia, значит, человек хочет попасть во всемирную энциклопедию. Поисковые системы это понимают и на первой строчке показывают необходимый сайт:

выдача Google по навигационному запросу
выдача Яндекс по навигационному запросу

Навигационные запросы не всегда состоят исключительно из названия сайта. Например, если кто-то вводит запрос типа “вторая мировая Wikipedia”, это также навигационный запрос, так как человек хочет попасть на конкретную страницу конкретного сайта. Поисковые системы также это понимают:

выдача Google по навигационному запросу
выдача Яндекс по навигационному запросу

Вот несколько примеров навигационных запросов:

  • iphone
  • ведомости
  • обучающий центр microsoft

Транзакционные

Транзакционные запросы указывают на намерение пользователя купить товар, но без упоминания точного поставщика. Например, запрос “купить смартфон” — транзакционный. Он показывает четкое намерение покупки, но не называет конкретный магазин. Такой запрос не предполагает изучение информации, сравнение товаров. Поисковые системы также это понимают:

выдача Google по транзакционному запросу
выдача Яндекс по транзакционному запросу

Примеры транзакционных запросов:

  • купить айфон
  • восстановленный macbook
  • зарядка для Samsung S20

Информационные

Информационные запросы указывают на желание человека получить информацию или ответ на вопрос. Например, по запросу “что такое мета-теги” пользователь хочет получить объяснение, что это и для чего нужно. 

Для многих информационных запросов поисковые системы показывают уже готовые ответы в выдаче. 

выдача Google по информационному запросу
выдача Яндекс по информационному запросу

Информационные запросы могут содержать индикаторы и навигационных, и транзакционных запросов:

  • какой айфон лучше купить
  • что такое Википедия (Амазон, Netflix, AliExpress)
  • обзор Samsung M21
  • как сделать бэкап айфона

Как определять каждый тип запроса

Основными идентификаторами для каждого типа поискового запроса остаются слова:

  • информационные — кто, что, как, когда, почему, зачем, инструкция, советы, рекомендации, мануал, исследование и т.д.;
  • навигационные — название бренда, продукта, услуги;
  • транзакционные — купить, заказать, купон, цена, со скидкой, доставка, дешевый, недорогой, б/у.

Есть запросы, по которым сложно определить, к какому типу они относятся. Например:

  • яблоки — это может быть как информационный запрос (про фрукт), а может быть навигационный — магазин Yabloki.

В таких запросах даже поисковые системы дают смешанные результаты:

смешанный интент запроса
смешанный интент запроса, неясный интент

Чтобы точно установить тип запроса, лучше изучить выдачу и присутствующие в ней опции:

  • панель знаний;
  • быстрый ответ;
  • товарная карусель и т.д.

Типы контента под каждый тип запроса

Тип запроса определяет, какой контент имеет больше шансов появиться в выдаче:

  • информационные запросы — публикации в блоге, информационные страницы сайта;
  • транзакционные — страницы товаров, каталога;
  • навигационные — сайт всегда в топе выдачи.

Но это не значит, что для ранжирования по определенному типу запроса подойдет любая страница. Важно изучить, какие страницы появляются в топе, чем отличаются, чем характерны.

Например, по запросу “лучший айфон” не подойдет публикация, в которой сравнивается iphone 6 и iphone 7 или 8, нужна актуальная подборка, соответствующая текущей ситуации на рынке. А по запросу “какой iphone лучше купить” в топе выдачи практически все заголовки содержат год.

пример выдачи по информационному запросу

Чтобы понять, какой контент имеет больший потенциал выйти в топ по каждому типу запроса, необходимо проанализировать следующие параметры в выдаче:

  • тип контента — посты, продуктовые страницы, категории каталога, посадочные;
  • формат контента — инструкции, списки и подборки, сравнения, обзоры;
  • подача — какой аспект тематики выделяется в публикации/на странице. Например, лучшее за всю историю существования или подборка товаров средней ценовой категории. В вопросе подачи очень важно учитывать все детали в выдаче: год, указание ценовой политики (недорогие мощные ноутбуки), указание цены отсечки (лучшие смартфоны до 50 000 рублей).

К чему приводят ошибки с определением интента

Ребята из Ahrefs в 2016 году создали отменный пост по SEO-оптимизации страниц сайта. Публикация показывала оригинальное исследование и давала много полезных рекомендаций, но не ранжировалась в поиске ни по каким соответствующим запросам. 

Анализ выдачи показал, что по такому запросу поиск показывает преимущественно страницы с пошаговыми инструкциями. Исследование и отдельные рекомендации мало кому интересны. После того, как публикацию подогнали под востребованный формат, произошло вот что:

график трафика на неправильно оптимизированный пост

Заключение

Классификация поисковых запросов, по которым сайт должен выйти в топ, помогает определить контент, его формат и подачу. Определяющим фактором остается интент пользователя — намерение, которое он преследует, вводя запрос. 

Группирования по типам в 2021 году уже недостаточно, чтобы оптимизировать страницы и выводить их в топ. Нужно более детальное изучение поисковой выдачи и результатов, чтобы попасть в интерес пользователя и получить переход.


Эта публикация также доступна на Дзен-канале Миралинкс!

5+
Поделиться: