Якоб Нильсен — доктор физических наук, основатель компании «Nielsen Norman Group», признанный эксперт в юзабилити онлайн-проектов. Исследование ошибок UX эксперт проводит с 1996 года. Удивительно, но многие ошибки до сих пор встречаются в дизайнах сайтов еще с того самого времени.

Цель исследования основных UX-ошибок в создании простого чек-листа для проектов с ограниченным бюджетом, которые не могут позволить себе проводить тестирования. В этом списке собраны наиболее распространенные ошибки, которые чаще всего встречаются на сайтах и действительно ухудшают пользовательский опыт. А это в свою очередь приводит к ухудшению позиций в выдаче (через высокий уровень отказов и низкое время на сайте). уменьшению органического трафика и, как следствие, снижению конверсии.

10. Мобильный дизайн на больших экранах

10 лет назад часто допускалась противоположная ошибка: десктопный дизайн на мобильных экранах. Сейчас же принципы дизайна для мобильных устройств все чаще встречаются на больших экранах. Якоб Нильсен в качестве примера называет гамбургер-меню, в котором спрятаны все разделы. Большой экран тем и хорош, что позволяет раскрыть все элементы без необходимости изучать каждую иконку и ее содержимое. Маленькая иконка на мобильном экране более заметна, чем на десктопе.

Тесты показывают, что посетители реже пользуются меню, если оно скрыто.

9. Единственное изображение над линией сгиба

Это один из самых популярных трендов в современном дизайне сайтов — концептуальное изображение на весь экран, слоган компании, гамбургер-меню, чтобы не нарушить текстом восприятие самого концепта. Но такой подход создает иллюзию завершенности, некоторые пользователи не догадываются, что внизу под этой заставкой, есть другая часть сайта со всей необходимой информацией.

8. Изменение макета в ходе загрузки (сдвиг элементов)

Современные сайты грузятся быстро, ведь это фактор ранжирования. Но все равно часто встречается ошибка, когда подгрузка одного элемента сдвигает на экране те, что подгрузились чуть раньше. Из-за этого пользователь может совершать ошибочные клики, попадать не туда. Эта ошибка также является одним из факторов Core Web Vitals:

Пользователи нетерпеливы. Они просто хотят быстро кликнуть по нужному элементу. В данной ситуации срабатываются два раздражающих фактора: 

  • они вынуждены ждать пока грузится интерфейс;
  • они кликают не по тому элементу из-за сдвига.

7. Иконки без надписей

Иконки без текстового обозначения создают множество недопониманий. Причин тому две:

  • использование одних и тех же иконок (зачастую стоковых) для обозначения разных разделов/информации на разных сайтах;
  • непонятные иконки, из дизайна которых сложно догадаться, какая информация за ними находится.

Это сбивает с толку пользователей, они не знают, куда нажать, чтобы получить необходимое. Тесты показывают, что пользователи просто не кликают по иконкам, которые им непонятны, так как они не знают, что произойдет далее.

Одно слово возле иконки в корне меняет UX.

6. Блокировка копирования 

Да, это один из способов запретить копирование материалов, чтобы контент не появился на другом сайте. Но такой подход нарушает один из основополагающих принципов использования сайтов. 

Не всегда копирование преследует цель “кражи” и перепубликации материалов. Обычные пользователи могут копировать полезные советы, создавать списки рассматриваемых для покупки товаров, сложные названия или модели и т.д. Один из примеров — скопировать название и модель товара, чтобы найти отзывы и обзоры на других сайтах. 

5. Жесткие правила ввода

Часто это касается номеров кредитных карт, телефонов, почтовых индексов, когда есть варианты ввода: с пробелами, без пробелов, со скобками и т.д. При этом часто ни плейсхолдер, ни сопроводительный текст для поля могут не указывать, в каком формате корректно ввести номер, чтобы система его приняла.

Вторая ошибка ввода: запрет на копирование информации. Если пользователь копирует и вставляет номер телефона, кредитной карты или адрес электронной почты, то сайт не принимает данные, требуя ручного ввода. Это также раздражает пользователей, повышает риск ошибки ввода, снижает уровень конверсии.

К тому же, введенные с ошибкой данные = потерянный клиент. Вы не сможете отправить ему письмо, позвонить, списать платеж.

4. Мелкий неконтрастный шрифт

Пользователи не хотя напрягаться, получая информацию со страниц вашего сайта. Мелкий шрифт вместе с низкой контрастностью (например, серый, а не черный цвет, прозрачность) снижают читабельность текста. Пользователи просто откажутся от изучения даже самой полезной информации, если ее сложно прочитать. Тесты показывают, что проблема с чтением мелкого текста возникает не только у старшего поколения. Молодые пользователи также не хотят тратить силы и время на то, чтобы хотя бы разобрать написанное.

Большой шрифт проще читается и способствует лучшему восприятию информации.

3. Вводящие в заблуждение ссылки и обманутые ожидания

Ссылка — это своего рода обещание пользователю: если кликнешь, узнаешь такую информацию. Нильсен указывает основной проблемой именно текст ссылки, который обещает видео, а ссылка открывает статью или слайд-шоу. 

Текст анкора — основной элемент веба. Если он не соответствует странице и ожиданиям, действие не получается. Четкий текст ссылки — залог успешного пользовательского опыта.

2. Медленная загрузка

Скорость загрузки зависит не только от технической оптимизации сайта, но и от скорости самого интернета, который использует человек. Несмотря на то, что скорость загрузки давно является фактором ранжирования, сейчас до сих пор встречаются сайты, которые очень медленно грузятся. 

Часто бывает так, что визуально все элементы уже доступны, но они остаются неактивными. Кликнуть и выполнить действие нельзя. Это один из самых раздражающих факторов, которые называют пользователи в UX-тестировании.

Оптимальное время ответа сайта на действие пользователя — 1 секунда или менее.

1. Всплывающие окна 

Поп-апы Нильсен называет проблемой №1 современного веба. Этот маркетинговый инструмент сейчас применяется все агрессивнее, когда закрывая один поп-ап пользователь моментально видит второй, за ним третий, последующие пытаются все же получить запрашиваемую в первом окне информацию. 

На старте пользователь видит поп-ап или оверлей с политикой конфиденциальности и куки, который может перекрывать до трети страницы, чтобы вынудить пользователя кликнуть “ОК”. 

Далее всплывающий онлайн-чат с предложением немедленно помочь пользователю. Далее предложение о подписке, чтобы получить новости, акции и скидки. И так далее. То есть вместо того, чтобы изучить сайт, пользователь пробирается сквозь серию поп-апов, даже не зная, подходит ему ваше предложение или нет. 

Поп-апы раздражают, из-за агрессивности применения их эффективность снижается. Пользователи тратят время на то, чтобы скорее закрыть всплывашку и вернуться к тому, за чем пришли на сайт.

К сожалению, на многих сайтах встречается большинство из указанных ошибок одновременно. Оптимизаторы и вебмастера не придают им большого значения, так как сама по себе каждая из перечисленных ошибок не такая уж и критичная. В представлении вебмастеров она не может серьезно повлиять на работу сайта и UX. Но в реальности получается все иначе. Из таких микро-ошибок создается интерфейс, с которым сложно работать пользователю, что вынуждает его покинуть сайт и обратиться за решением к конкурентам.


Эта публикация также доступна на Дзен-канале Миралинкс!

8+
Поделиться: