Что нужно знать о факторах ранжирования (на примере Google, но справедливо для всех поисковиков)

Факторы ранжирования — самый трудный и в то же время интересный аспект SEO. Поисковые системы постоянно обновляют алгоритмы ранжирования и пересматривают вес основных метрик. То, что не имело значения вчера, становится сверхважным завтра. Добавьте к этому невероятный объем ошибочной информации и недостоверных исследований.

Эксперты SearchEngineJournal обратились к первоисточнику — Google — чтобы развеять мифы или подтвердить гипотезы о факторах ранжирования. 

Миф: Google учитывает 200 факторов ранжирования

Число 200 было упомянуто Мэтом Каттсом в далеком 2009 году, когда он говорил о 200 переменных в алгоритме Google. С того времени произошли десятки изменений:

  • https
  • мобильный индекс
  • алгоритм Колибри
  • машинное обучение, RankBrain, BERT и прочие

Также стоит учитывать, что некоторые факторы имеют свои переменные. Факторы не бывают негативными и положительными. Это объективная характеристика сайта, которая отличает или приравнивает его к группе подобных. 

Некоторые факторы ранжирования работают исключительно в связке. Например, спам-фактор не учитывается, пока количество ссылок/анкоров не превышает допустимого максимума. То есть формула не использует переменную “спам” до тех пор, пока фактор “ссылки” не принимает определенное значение. 

Непонимание того, как работает определенный фактор, не означает, что его нет в формуле.

Обратимся к подтвержденным факторам ранжирования.

Подтвержденные факторы ранжирования и что о них нужно знать

1. Контент как фактор ранжирования

Контент — основа поиска. Он стал главной причиной появления поисковых систем. Основная цель поисковика — обеспечить доступ к контенту.  Это указывается в “Принципах работы алгоритмов Google Поиска”. Однако сам контент не может выступать отдельным фактором. При оценке контента Google учитывает следующие параметры:

  • качество
  • релевантность
  • актуальность
  • ключевые запросы

При этом качество — это не отсутствие грамматических ошибок и опечаток, это глубина проработки, полнота раскрытия вопроса. А релевантность — это не наличие ключевых слов в тексте, заголовках и подзаголовках. 

Ранее оценка контента алгоритмами была весьма примитивной — наличие ключевых слов и их плотность. Сейчас алгоритмы научились определять ценность и пользу контента для человека, который ввел конкретный поисковый запрос. 

2. Core Web Vitals как фактор ранжирования

Юзабилити сайта становится одним из главных факторов, влияющих на позиции сайта в выдаче. Официальный блог Google подтверждает и объясняет такие факторы:

Эти факторы также не имеют постоянных значений. Каждый год Google планирует обновлять их значения и набор с тем, как меняются требования и ожидания к использованию сайтов у пользователей. 

3. Скорость загрузки как фактор ранжирования

На самом деле, скорость загрузки — не новый фактор ранжирования. Еще в 2010 году Google официально анонсировал, что скорость загрузки сайта влияет на его позиции. 

Интересно, что для ранжирования мобильной версии скорость загрузки стала учитываться лишь с июля 2018 года.

4. Мобильная адаптация как фактор ранжирования

Основным доказательством того, что мобильная адаптация влияет на ранжирование остается запуск мобильного индекса.

5. Тег Title как фактор ранжирования

Несмотря на то, что Google обновил подход к формированию заголовков сайтов в выдаче, тег Title продолжает учитываться в ранжировании. О его влиянии на позиции сайта говорит Джон Мюллер в этом видео.

6. Ссылки как фактор ранжирования

Ссылки — подтвержденный и основополагающий (наравне с контентом) фактор ранжирования. При этом для ранжирования важно не только наличие ссылок, но и их динамика. Алгоритм смотрит не только на прирост, но и на количество удаленных ссылок.

7. Текст анкора как фактор ранжирования

Анкоры — один из самых обсуждаемых факторов ранжирования в среде оптимизаторов. Многие вебмастера на собственном опыте знают, что злоупотребление анкорами может привести к санкциям за переоптимизацию и спам. А это значит, что Google учитывает анкоры как сигнал.

Анкоры упоминаются во Введении в поисковую оптимизацию Google:

Мюллер также рекомендовал тщательно продумывать текст внутренних ссылок, чтобы подтверждать для алгоритма тематику цитируемой страницы. 

Хорошая практика — текст ссылки описывает или называет то, что пользователь увидит, когда перейдет по ней. При этом анкоры нужно создавать с мыслью о пользователе, а не для оптимизации и усиления страниц. Анкоры, помимо положительного влияния, учитываются и как спам-сигнал.

8. HTTPS как фактор ранжирования

HTTPS — еще один подтвержденный, но малозначимый фактор ранжирования в силу того, что большая часть сайтов уже перешла на безопасный протокол. Когда все сайты перейдут на безопасный протокол, этот фактор, возможно, перестанет учитываться.

В чем сложность в определении и оценке факторов ранжирования

В оптимизации и продвижении сайта всегда стоит руководствоваться здравым смыслом и официальными источниками. Независимые исследования, доказывающие или  опровергающие влияние каких-то факторов ранжирования могут быть недостоверными по ряду причин:

  • недостаточная тестовая выборка
  • неучет других метрик, определяющих ранжирование
  • неучет изменений конкурентов

Сайт как живой организм, невозможно проверить влияние одного фактора ранжирования, отключив действие всех остальных. Все факторы оказывают влияние в совокупности.

Также не стоит упускать из виду то, что конкуренты также меняются, становятся лучше, оптимизируются, меняют подходы к продвижению. Не факт, что к изменению позиций сайта приводят действия оптимизатора, а не изменение ранжирования конкурентных сайтов по запросу. 

Мы будем рады услышать ваше мнение о влиянии отдельных факторов ранжирования! 


Эта публикация также доступна на Дзен-канале Миралинкс!

5+
Поделиться: