Выделяют 3 основных типа поисковых запросов:
- информационные
- навигационные
- транзакционные
Насколько данное разделение актуально в 2021 году и стоит ли оптимизировать страницы под тип запроса.
Основные типы поисковых запросов
Рассмотрим основные признаки и отличия каждого типа запросов.
Навигационные
Пользователь ищет определенный сайт. Если кто-то вводит в поисковую строку Wikipedia, значит, человек хочет попасть во всемирную энциклопедию. Поисковые системы это понимают и на первой строчке показывают необходимый сайт:
Навигационные запросы не всегда состоят исключительно из названия сайта. Например, если кто-то вводит запрос типа “вторая мировая Wikipedia”, это также навигационный запрос, так как человек хочет попасть на конкретную страницу конкретного сайта. Поисковые системы также это понимают:
Вот несколько примеров навигационных запросов:
- iphone
- ведомости
- обучающий центр microsoft
Транзакционные
Транзакционные запросы указывают на намерение пользователя купить товар, но без упоминания точного поставщика. Например, запрос “купить смартфон” — транзакционный. Он показывает четкое намерение покупки, но не называет конкретный магазин. Такой запрос не предполагает изучение информации, сравнение товаров. Поисковые системы также это понимают:
Примеры транзакционных запросов:
- купить айфон
- восстановленный macbook
- зарядка для Samsung S20
Информационные
Информационные запросы указывают на желание человека получить информацию или ответ на вопрос. Например, по запросу “что такое мета-теги” пользователь хочет получить объяснение, что это и для чего нужно.
Для многих информационных запросов поисковые системы показывают уже готовые ответы в выдаче.
Информационные запросы могут содержать индикаторы и навигационных, и транзакционных запросов:
- какой айфон лучше купить
- что такое Википедия (Амазон, Netflix, AliExpress)
- обзор Samsung M21
- как сделать бэкап айфона
Как определять каждый тип запроса
Основными идентификаторами для каждого типа поискового запроса остаются слова:
- информационные — кто, что, как, когда, почему, зачем, инструкция, советы, рекомендации, мануал, исследование и т.д.;
- навигационные — название бренда, продукта, услуги;
- транзакционные — купить, заказать, купон, цена, со скидкой, доставка, дешевый, недорогой, б/у.
Есть запросы, по которым сложно определить, к какому типу они относятся. Например:
- яблоки — это может быть как информационный запрос (про фрукт), а может быть навигационный — магазин Yabloki.
В таких запросах даже поисковые системы дают смешанные результаты:
Чтобы точно установить тип запроса, лучше изучить выдачу и присутствующие в ней опции:
- панель знаний;
- быстрый ответ;
- товарная карусель и т.д.
Типы контента под каждый тип запроса
Тип запроса определяет, какой контент имеет больше шансов появиться в выдаче:
- информационные запросы — публикации в блоге, информационные страницы сайта;
- транзакционные — страницы товаров, каталога;
- навигационные — сайт всегда в топе выдачи.
Но это не значит, что для ранжирования по определенному типу запроса подойдет любая страница. Важно изучить, какие страницы появляются в топе, чем отличаются, чем характерны.
Например, по запросу “лучший айфон” не подойдет публикация, в которой сравнивается iphone 6 и iphone 7 или 8, нужна актуальная подборка, соответствующая текущей ситуации на рынке. А по запросу “какой iphone лучше купить” в топе выдачи практически все заголовки содержат год.
Чтобы понять, какой контент имеет больший потенциал выйти в топ по каждому типу запроса, необходимо проанализировать следующие параметры в выдаче:
- тип контента — посты, продуктовые страницы, категории каталога, посадочные;
- формат контента — инструкции, списки и подборки, сравнения, обзоры;
- подача — какой аспект тематики выделяется в публикации/на странице. Например, лучшее за всю историю существования или подборка товаров средней ценовой категории. В вопросе подачи очень важно учитывать все детали в выдаче: год, указание ценовой политики (недорогие мощные ноутбуки), указание цены отсечки (лучшие смартфоны до 50 000 рублей).
К чему приводят ошибки с определением интента
Ребята из Ahrefs в 2016 году создали отменный пост по SEO-оптимизации страниц сайта. Публикация показывала оригинальное исследование и давала много полезных рекомендаций, но не ранжировалась в поиске ни по каким соответствующим запросам.
Анализ выдачи показал, что по такому запросу поиск показывает преимущественно страницы с пошаговыми инструкциями. Исследование и отдельные рекомендации мало кому интересны. После того, как публикацию подогнали под востребованный формат, произошло вот что:
Заключение
Классификация поисковых запросов, по которым сайт должен выйти в топ, помогает определить контент, его формат и подачу. Определяющим фактором остается интент пользователя — намерение, которое он преследует, вводя запрос.
Группирования по типам в 2021 году уже недостаточно, чтобы оптимизировать страницы и выводить их в топ. Нужно более детальное изучение поисковой выдачи и результатов, чтобы попасть в интерес пользователя и получить переход.
Эта публикация также доступна на Дзен-канале Миралинкс!
В свете последних событий, когда гугл в GA4 начал учитывать не «отказы», а «user engagement» (~вовлеченность) информационные страницы думаю будут в приоритете. Мы стараемся коммерциализировать информационные статьи и делать упор на это. 🙂 Но, порой не поймёшь эти алгоритмы, иногда такие «плохие» сайты в топ 1, что диву даёшься. Как будто пьяный «асессор» просто дал буст этому сайту. Ни ссылок нормальных на этот сайт нет, ни контента. 😁