Новая версия поиска Яндекса — Y1

Яндекс упрощает доступ пользователей к информации. Если ранее выдача поиска была неплохим навигатором, то с ростом объема информации составить релевантную выборку ответов становится все сложнее. Это же усложняет задачу пользователя — найти нужное среди сотен тысяч страниц становится не так просто. 

Когда пользователь вводит запрос, он ищет не конкретный сайт или страницу, или текст, он ищет ответ или решение своей проблемы. Задача Яндекса — максимально упростить доступ к такой информации. Проще говоря, подавать ее сразу на странице выдачи. 

Яндекс Y1 изменил дизайн главной страницы. На ней появилось больше воздуха и меньше ненужной, общей информации. Страница остается узнаваемой, чтобы не ломались привычные пользователям паттерны взаимодействия с поиском. Долгие годы главная страница Яндекса дополнялась важной информацией, но со временем там стало ее слишком много, и все превратилось в шум. 

Новая версия поиска Яндекса — Y1 обновленная версия главной страницы поиска Яндекса

Для сравнения старая версия главной страницы поиска:

Новая версия поиска Яндекса — Y1 старая версия главной страницы поиска яндекса

Новая выдача в поиске Y1

Ранее, чтобы получить ответ, пользователи обращались к проверенным, объективным источникам — справочникам и энциклопедиям. Их особенность — краткость и высокая релевантность. Яндекс сделала то же самое. Добавил в индекс 130 миллионов готовых ответов, которые появляются сразу на странице поисковой выдачи, без необходимости переходить на сайт и изучать полный материал. При этом ответ построен таким образом, чтобы удовлетворить интерес пользователя. Он достаточный.

Технология быстрого ответа теперь применяется не только к текстовому контенту, но и к видео. .Алгоритм Яндекса показывает ролик и выделяет рекомендованную точку начала просмотра, чтобы пропустить нерелевантную информацию. Например, нам интересно, как пожарить стейк, но абсолютно бесполезны 10-минутные рассуждения блогера в самом начале. Яндекс теперь определяет, где на видео начинается соответствующая информация и рекомендует фрагмент:

Новая версия поиска Яндекса — Y1 рекомендованный фрагмент видео сразу в выдаче поиска

Новая выдача также упрощает доступ к более обширной информации: теперь Яндекс агрегирует отзывы, формирует визуальные шкалы, чтобы с первого взгляда получить общее представление о месте:

Новая версия поиска Яндекса — Y1 агрегация отзывов в поисковой выдаче

Новый алгоритм анализирует поведение пользователя, когда он пишет отзыв, и сам текст, чтобы определить, реальный ли это человек или бот. Поиск умеет отличать реальные отзывы от тех, что пишутся с целью продвижения и создания более привлекательного образа компании, пусть даже и живым человеком.

Ранжирование же в коммерческой выдаче нового поиска устроено так, чтобы исключить серые магазины и сайты злоумышленников. 

Ранее для поиска ответов Яндекс использовал до 2000 факторов, сейчас подбором оптимального ответа занимается обучаемая на паре запрос-ответ нейросеть. Чем больше таких пар в обучающей выборке, тем точнее результат работы нейросети. Для работы с текстом Яндекс внедрил в 2020 году нейросеть, построенную на архитектуре трансформеров YATI. Новая нейросеть обучена на выборке в более чем 20 миллиардов примеров. Количество слов в выборке превышает 3 триллиона. Новая нейросеть лучше понимает естественный язык запроса и точнее находит соответствия в текстах документов в индексе. 

В основе нового поиска Y1 — генеративная нейросеть YaLM, это алгоритм обработки естественного языка. Его особенность в умении создавать тексты, практически неотличимые от тех, что создает человек. Для обучения сети использовались 13 миллиардов параметров, обучающая выборка — несколько терабайт текста. Цель внедрения в поиск — быстрый анализ содержания страниц, которые попали в выдачу по запросу пользователя, и генерирование быстрого ответа на вопрос пользователя. Быстрый ответ доступен в выдаче, без необходимости перехода на конкретные сайты.

Сейчас технология только внедряется в поиск, но уже реализована в чате с Алисой. 

Безопасность пользователей в сети

Помимо фильтра сомнительных магазинов и обработки отзывов, Яндекс работает над распознание потенциально опасных для жизни пользователя запросов. 

Среди улучшений безопасности пользователей в сети — новый тип ответов на запросы, связанные с жизнью и здоровьем. Важно, чтобы человек в сложной жизненной ситуации получил помощь, а не просто информацию. Например, если человек вводит запрос “я не хочу больше жить”, то обновленный поиск покажет контакты организаций, которые могут помочь, статьи психологов, истории людей, которые справились с подобными проблемами.

Источник — Yandex


Эта новость доступна также в Дзен-канале Миралинкс!

6+
Поделиться: