Работая с ключами, каждый вебмастер и оптимизатор неизбежно ориентируются на показатель частотности. Но так ли показателен данный параметр? Эксперты Ahrefs провели эксперимент и доказали, что частотность, если и указывает на популярность запроса, то уж никак не прогнозирует объем органического трафика, который страница может получить.
Эксперимент с частотностью ключевых слов
Всеобщее заблуждение: чем чаще пользователи вводят поисковый запрос, тем больше трафика получит страница, которая показывается в топе по этому же запросу. Логика проста и ясна. Если же запрос не так популярен, то и страница не получит большой объем трафика.
Но это отнюдь не так.
На практике часто оказывается, что трафик страниц, оптимизированных под низкочастотные запросы, превышает ожидания, и наоборот, хорошие страницы, оптимизированные под высокочастотники и ранжируемые на достаточно высоких позициях, не получают ожидаемого количества пользователей.
Эксперты Ahrefs провели эксперимент, поместив около 100 000 запросов в граф, где ось Х отображает частоту запроса, а ось Y — фактический трафик, который получает страница на позиции #1.
Зависимость объема получаемого трафика от частотности запроса очевидна. Но в то же время граф показывает множество сайтов, недополучающих трафик, а также страниц, объем органического трафика по которым превышает фактическую частотность запроса.
Почему так происходит, рассмотрим возможные причины.
#1. Частотность запроса — не самая точная метрика
Проблема в том, что ни один инструмент не дает сверхточных оценок частотности поисковых запросов, даже собственно поисковые инструменты как Keyword Planner и Яндекс.Wordstat.
Инструменты предлагают обобщенную статистику по запросу за определенный период. Частота обновлений данных в инструментах также варьируется. Даже между своими инструментами Google демонстрирует большую погрешность, которой ну никак нельзя пренебречь. Смотрим пример:
Из этого делаем вывод, что предсказать точный объем трафика, который может получить страница, оптимизированная под изучаемый поисковый запрос, невозможно.
#2. Поиск удерживает часть пользователей в выдаче
Эх, хороши были времена, когда поисковая выдача состояла исключительно из 10 синих ссылок, а пользователь не мог получить ответ на запрос, не кликнув по одной из них. Сейчас такое встречается крайне редко. Поиск пытается предоставить человеку наилучший пользовательский опыт, и показывает все больше быстрых ответов, новых блоков в выдаче, которые удовлетворяют запрос пользователя.
Оценивая частотность запроса, вы никогда не сможете определить, сколько фактических переходов из указанного количества получают сайты, а сколько человек остаются в выдаче.
Исследование Ahrefs показывает, что только 19% поисковых запросов переходят в клики по сайтам. Причинами могут становиться как готовые ответы поисковой системы, так и сама выдача, когда пользователь ожидает увидеть другие сайты или ищет какой-то определенный (но забыл его название), а также может получить ответ из сниппета сайта.
#3. Рекламные объявления
Если ранее реклама раздражала пользователей, то сейчас она стала высокорелевантной и даже полезной.
Поисковая реклама показывается над результатами. Она получила достаточно органичный дизайн, а ее содержание мало чем отличается от сниппетов обычных сайтов. Пользователю собственно все равно, с какого сайта получить ответ: с обычного или рекламного.
Так, к примеру, опыт самого сервиса Ahrefs показывает, как Google перебивает трафик. Страница с сервисом подбора ключевых слов ранжировалась на позиции #3, но не получала достойного объема трафика. Главной причиной эксперты видят рекламу самого Google над результатами.
#4. Страница редко ранжируется только по одному ключевому слову
Когда вебмастера или оптимизаторы выбирают ключевые запросы, они редко вспоминают о том, что этому запросу соответствуют другие смежные, но не менее релевантные запросы.
Рассмотрим запрос “кто основал Google”. Синонимичными запросами становятся:
- кто создал Google
- основатели Google
- создатели Google
- кто сделал Google
Алгоритмы поисковых систем достаточно умны, чтобы понять, что за этими запросами скрывается одно и то же поисковое намерение — узнать, благодаря кому появился поисковик.
В инструментах Ahrefs есть отличная функция — запросы, по которым также ранжируется страница. Она показывает, что в среднем каждую страницу Google ранжирует по сотням других запросов.
У компании есть целое исследование, посвященное количеству запросов, по которым может ранжироваться страница из топа.
К сожалению, эксперты не определяли факторы, влияющие на количество поисковых запросов, по которым ранжируется страница.
На прогнозируемый трафик определенно оказывают влияние:
- тематика — некоторые тематики настолько узкие, что даже с учетом возможных вариаций основного ключевого слова, надеяться на большой объем трафика не приходится;
- контент страницы — чем глубже проработана тема, чем больше деталей и нюансов раскрыто, тем больше релевантных смежных запросов охватит текст и тем выше шансы у страницы появиться в выдаче по смежным запросам;
- обратные ссылки — самый сильный сигнал ранжирования.
Охватить больше поисковых запросов не означает добавить в текст все возможные ключевые слова и вариации. Исследование Ahrefs показывает, что сайты из первой страницы поисковой выдачи в 75% случаев не имеют прямого вхождения ключевого запроса вовсе.
Не надо превращать контент в набор ключевых слов.Что надо сделать:
- детально изучить вопрос — так, чтобы страница рассказывала обо всех нюансах, о которых пользователь захочет узнать.
- изучить релевантные смежные запросы — и убедиться, что страница дает ответы на эти запросы, даже если они и не упоминаются в тексте прямо
- изучить страницы из топа поисковой выдачи — и определить, по каким ключевым запросам они ранжируются в поиске. Это покажет, насколько следует глубоко проработать тему.
#5. Пользователи по разному вводят одни и те же запросы
Алгоритмы ранжирования давно способны определять суть запроса и сопоставлять его с более популярным или уже известным системе запросом. Google утверждает, что ежедневно пользователи вводят от 16 до 20% абсолютно новых запросов, неизвестных системе. С этими запросами работает RankBrain — его задачей становится правильная обработка и интерпретация запроса.
Как интерпретирует новый запрос система и к какому более популярному или просто известному запросу она его отнесет — не известно. Более того, эти данные не отображаются ни в одной системе аналитики.
Что из этого следует?
Ориентироваться на метрику частотности поисковых запросов нельзя. Частотность не указывает на объем потенциального трафика, который сайт может получить.
Анализировать ключевые запросы можно и нужно, но с другой целью — чтобы понять, как большинство пользователей ищут информацию, какие используют для этого слова и что хотят видеть в ответ.
Очень познавательная статья, спасибо! Как раз у меня такая ситуация — попал в топ по ВЧ, а трафика нету (((