девушка читает книгу и лэптоп скимминг

На смену внимательному чтению приходит ознакомительное или скимминг.

Невозможно внимательно перечитать и просмотреть тот объем информации, с которым ежедневно сталкивается среднестатистический пользователь. Не справляясь с нагрузкой, мозг выбирает поверхностное, ознакомительное чтение. И не известно, чем это обернется для нашего и последующих поколений. 

Ознакомительное чтение как модель еще только развивается. Способность мозга читать стремительно меняется. Поверхностное чтение замечает детали и основные идеи.

Майкл С. Розенвальд в своей статье в Washington Post указывает, что по оценкам когнитивных нейробиологов, человечество находится на стадии формирования нового цифрового мозга с новыми нейронными цепями для поверхностного чтения, которое вытесняет способность к вдумчивому чтению.

Люди читают первые строки абзаца и замечают только слова и сочетания, соответствующие цели чтения. Остальной текст опускается.

Американский врач-психиатр Эвард Хэллоувел говорит: никогда еще в истории человечества мозгу не приходилось обрабатывать столько информации, как сегодня. Человек проводит много времени перед монитором или с телефоном в руках, информация поступает из многих каналов одновременно так, что человек утрачивает способность нормально ее воспринимать. Большая часть информации бесполезна вовсе. 

Вдумчивое чтение требует времени. В условиях ограниченного внимания мозг отдает предпочтение поверхностному чтению.

Когда вы осваиваете поверхностное чтение, мозг вырабатывает новый упрощенный алгоритм обработки информации, чтобы снизить когнитивную нагрузку и сберечь силы. 

Каждая минута, проведенная с определенным материалом — это минута, которая могла бы быть потрачена на что-то другое. Поэтому мозгу жизненно важно найти то ценное, что даст понять, стоит углубляться в чтение или нет.

Откуда вы знаете, стоит ли данная статья ваших сил и времени? Вы не знаете, вы бегло просматриваете публикацию. А ваш мозг считывает основные идеи. Так ведь? Вы сейчас именно просматриваете, а не читаете.

Поверхностное чтение, пожалуй, единственный возможный способ пробираться сквозь тысячи заголовков каждый день. 

Скимминг — это необходимый навык для выживания человека в цифровой среде.

Чтение меняет нейронные связи в мозге. Чтение меняет то, как мы осмысливаем, анализируем и оцениваем информацию.

Диджитал-медиа меняют способности мозга. Мы быстрее вырываем данные из разных источников, но утрачиваем способность внимательно читать. Мозг создает шаблоны быстрой обработки текста: сканирование, поиск ценных слов/фраз, скроллинг вниз и вверх по странице.

Естественная концентрация внимания становится все ниже. Сосредоточиться на одном все тяжелее.

И с этим уже ничего сделать нельзя. Мы все уже находимся в процессе переформатирования мозга на биологическом, а не психическом уровне. 

Как можно помочь читателю

Мы не в силах заставить пользователя читать внимательно наш контент. Но в наших возможностях сделать этот контент простым для поверхностного чтения. Перестройка мозга вовсе не значит, что пора прекращать писать интересный контент, ведь его не читают. Это значит, что надо больше внимания 

Еще раз опишем, как происходит скимминг:

человек читает первые строки абзаца, затем взгляд вылавливает ценные слова, соответствующие целям чтения, после мозг принимает решение, как читать материал далее.

Из этого следует простой вывод.

Чтобы пользователь получил необходимую информацию из публикации надо:

  • Разбиваем публикацию на мелкие абзацы — пользователи читают первые строки, чем больше абзацев, тем больше информации заметит пользователь.
  • Идею абзаца выносим в первое предложение — если она зацепит пользователя вероятность того, что он прочтет весь абзац, выше.
  • Информация, которую хотим обязательно донести пользователю, визуально выделяем — жирный или курсив, подчеркивание, цвет, информационный врез (нужное подчеркнуть; не стоит использовать все сразу жирный, подчеркнутый курсив красного цвета в отдельном абзаце).
  • Используем якоря — это такие слова и выражения, которые цепляют сознание и заставляют идти дальше по тексту. Например, далее мы расскажем о…, в конце статьи я приведу пример, в следующем разделе покажем причины… и т.д.
  • Упрощаем грамматические структуры — помним о низкой концентрации внимания. Сознание человека уже не способно удерживать много фактов (по теории 7+/-2). Более того, если мозг определит слишком сложное предложение, то вовсе его пропустит, как слишком ресурсоемкое. 
  • Добавляем вспомогательный визуальный контент — изображения мозг считывает в 60 раз быстрее, чем текст. Если вы публикуете нетематическое изображение, просто чтобы было, вы лишь сбиваете и без того невнимательного читателя с толку. 

И все это противоречит одной популярной рекомендации по поисковой оптимизации — по объему контента. Длинные тексты ранжируются лучше, но и вероятность того, что их будут хотя бы просматривать, а не просто скроллить, намного ниже. 

как пользователи читают длинные публикации диаграмма

Исследование Chartbeat показывает, что большинство пользователей досматривают лонгрид только до половины. Поэтому к форматированию длинных текстов стоит подходить с особой тщательность.: разбивать на разделы, продумывать структуру, оценивать, как выглядит текст на экране компьютера и мобильного телефона и править, править, править.

Надеемся, этот материал поможет вам размещать более эффективные публикации в Миралинкс. Остаемся на связи!

Поделиться: