Ссылки остаются основным фактором ранжирования как в Google, так и в Яндекс. Именно поэтому нельзя игнорировать ссылочный профиль сайта при оптимизации и продвижении. Задача вебмастера — не только наращивать ссылочную массу, но и постоянно мониторить список входящих ссылок на предмет токсичных включений. Сегодня говорим о том, что такое токсичные ссылки.

Этот материал — не призыв к действию. Мы рассматриваем понятие токсичной ссылки по официальным заявлениям поисковых систем, а также по опыту практикующих оптимизаторов. Нельзя однозначно утверждать, что токсичные ссылки становятся главной причиной низких позиций и органического трафика. Ранжирование — сложный процесс, основанный на учете более 1000 факторов. 

Что такое токсичные ссылки

Токсичные ссылки — это входящие ссылки, которые потенциально могут навредить репутации сайта: их появление влечет ручные санкции или фильтры поисковых систем, естественные потери позиций и снижение поискового трафика. 

Чтобы выделить основные черты токсичной ссылки, сперва стоит указать, какие ссылки являются качественными.

Качественными поисковые системы считают редакторские ссылки, поставленные автором, редактором, вебмастером после оценки контента вашего сайта. Если человек посчитал контент полезным и добровольно поставил на него ссылку, значит она ценна и полезна.

Основными критериями качества ссылки считаются:

  • трафиковый потенциал — заинтересованные пользователи кликают по ссылкам, изучают контент.
  • тематическое соответствие — совпадение, более широкая или более узкая тематическая специализация.
  • авторитетность сайта донора — пользователи доверяют больше авторитетным сайтам, нежели малоизвестным ресурсам. Но здесь есть нюанс. Получить естественную ссылку с авторитетного сайта новому проекту практически нереально без дополнительных усилий оптимизатора. Чтобы редактор авторитетного ресурса заметил контент нового сайта, надо чтобы целевая страница попала ему на глаза: в поиске, социальных сетях, email-рассылке, ссылкой в мессенджере и т.д. Авторитетные издания дорожат репутацией и часто ссылаются лишь на проверенные источники. То есть в реальном мире ситуация, когда старый авторитетный сайт естественным образом ссылается на вновь появившийся, малоизвестный сайт, практически исключена. В реальности намного вероятнее другой сценарий, когда более молодые сайты ссылаются на авторитетные ресурсы и на те, что уже чуть продвинулись в выдаче. 

Ссылки с авторитетных ресурсов на новый, никому неизвестный сайт выглядят не менее подозрительно. 

Основные характеристики токсичной ссылки

Google определяет плохие ссылки как ссылки, получаемые с целью влияния на алгоритмы ранжирования, а также те, которые появляются вследствие действий и договоренностей вебмастера/оптимизатора (ссылочные схемы).

Вот несколько параметров, по которым можно отличить некачественные ссылки:

  • исходят с сайтов, созданных под ссылочное продвижение и монетизацию, на которых преобладает переоптимизированный контент, поверхностный рерайт, обилие рекламы;
  • тематическое несоответствие — ссылки появляются на любых сайтах, где можно их поставить без соблюдения тематики;
  • сайты-доноры исключены из индекса поисковых систем;
  • ссылки из контента, созданного путем поверхностного рерайта, синонимайза, спина или других автоматических способов;
  • ссылки из спам-комментариев немодерируемых блогов;
  • ссылки вне основного контента сайта (футеры, боковые блоки);
  • одна и та же ссылка проставлена на большинстве страниц сайта-донора;
  • точное соответствие анкора продвигаемому ключевому запросу, один и тот же анкор во всех/большинстве ссылок;
  • ссылки с одинаковых страниц на разных доменах — домены разные, а страницы и контент одинаковые;
  • неестественное количество ссылок на продвигаемый сайт из одного фрагмента контента;
  • пустой анкор или символ вместо текста ссылки — ссылка привязана не к значимому контенту на странице, а к символу или пробелу, тем самым скрыта от пользователя. 

Почему важно знать параметры токсичности

Токсичные ссылки могут появляться вполне естественным путем, в результате действий недобросовестных конкурентов, по незнанию/неопытности вебмастера/оптимизатора, а также без злого умысла.

Основными признаками наличия токсичных ссылок в профиле сайта становятся:

  • снижение поисковой видимости и органического трафика
  • ручные санкции поисковых систем (есть сообщение от поисковика)
  • резкое снижение позиций (на 30-60-100 пунктов и более)
  • просадки в ходе обновлений алгоритмов
  • отсутствие положительной динамики в поиске при росте ссылочной массы

Если сайт демонстрирует один и более из указанных признаков, стоит провести аудит ссылочного профиля. Хотя поисковые системы утверждают, что плохие, неестественные, спам-ссылки никак не влияют на ранжирование, так как просто не учитываются алгоритмом, но токсичны ссылки в совокупности с факторами качества сайта и контента могут оказаться одной из причин такого состояния. 

Практический опыт показывает, что грамотная чистка ссылочного профиля помогает улучшить позиции. Важно оценивать потенциал каждой ссылки, опираясь на пункты качества, перечисленные выше.

Мари Хайнс показывала кейсы, как отклонение токсичных ссылок меняло объем органического трафика на продвигаемых сайтах:

Медицинский сайт

график роста трафика после отклонения токсичных ссылок

Основная проблема сайта — позиции по ключевым запросам. Тогда как просадки во время апдейтов не наблюдались, при всех усилиях объем трафика и позиции не нарастали. 

Эксперты выбрали около 700 доменов на отклонение. Большая часть — псевдо контент-маркетинг, когда размещаются сео-оптимизированные поверхностные статьи с единственной целью получить ссылку. 

Сайт услуг

график роста трафика после отклонения токсичных ссылок

Отклонение более 800 ссылок (почти половина ссылочного профиля). Основной критерий — статьи для ссылок. Это публикации низкого качества, которые никогда бы не появились на других сайтах без договоренностей. Также в список отклонения попали ссылки из сомнительных каталогов.

Информационный сайт

график роста трафика после отклонения токсичных ссылок

Основная проблема ссылочного профиля этого сайта — ссылки из гостевых постов, которые составляли основу ссылочной стратегии. Вебмастер сам определил, какие ссылки отклонить и подал файл. 

А вот примеры сайтов, которые не согласились отклонять ссылки и выбрали другой метод оптимизации для улучшения позиций и трафика.

Продвижением следующего сайта занималось PR-агентство. В результате ссылочный профиль представлен исключительно гостевыми постами. Отклонить эти ссылки руководство сайта отказалось:

график падения трафика без отклонения токсичных ссылок

Другие действия не дали ожидаемого результата.

график падения трафика без отклонения токсичных ссылок

Следующий сайт также не подавал файл на отклонение ссылок. Анкорый лист представлен исключительно ключевыми словами, что неестественно.

Заключение

Многочисленные токсичные ссылки остаются одним из мощных ограничителей органического трафика и видимости сайта в поиске. Всегда стоит учитывать процентное соотношение подозрительных с качественными, естественными ссылками. 

Получить токсичную ссылку можно в результате собственных усилий, пренебрегая законами построения качественного ссылочного профиля. 

При чистке ссылочного профиля стоит действовать поэтапно, оценивая динамику сайта в выдаче. 

Важно! Если подать ссылку на отклонение, вернуть ее обратно уже не получится. 

Эта статья также доступна в Дзен-канале Миралинкс!

5+
Поделиться: