Pogo-sticking — термин, называющий поведение пользователей, которые заходят на сайт и:
- быстро возвращаются обратно (не путать с отказом);
- быстро кликают по страницам, не уделяя ни одной должного внимания.
Также применяются термины быстрые визиты или короткие клики. Что такое пого-стикинг, каковы причины явления и как это может отразиться на ранжировании сайта, разбираемся в нашем обзоре.
Что такое pogo-sticking (пого-стикинг)
Pogo-sticking — это быстрые переход из выдачи на страницу сайта и возврат в выдачу. Часто сопровождается кликом на другой результат и повторный возврат в выдачу. Таких циклов за одну сессию может быть несколько.
В отличие пого-стикинга отказ — это визит на сайт, который не завершается никаким действием. Пользователь зашел, изучил страницу, провел какое-то время, но не перешел на другую страницу (кликнул на ссылку), не заполнил форму, не загрузил файл и т.д.
Выглядит пого-стикинг так:
Основные причины pogo-sticking
Эксперты Ahrefs выделяют 5 основных причин быстрых переходов пользователей.
1. Несоответствующий контент
Это может быть кликбейт, слишком общие заголовок или описание сайта, что приводит к обманутым ожиданиям. Пользователь видит в выдаче одно, по факту получает другое.
К такому случаю относятся заголовки типа:
- Вы никогда не поверите, но (суть запроса)…
- Вот 6 шагов, которые решат (проблема из запроса)…
- Решить (проблему из запроса) легко, если…
При этом многоточие — это конец заголовка, а не сокращение поиском.
2. Скрытый или закрытый контент
Еще одна частая причина быстрого возврата в выдачу — скрытый целевой контент. Информация, которую ищет пользователь, по факту есть на странице, но ее сложно найти. Основные факторы:
- плохо структурированный основной контент;
- слишком длинный контент — когда искомая информация находится на втором-третьем экране прокрутки;
- доступ к контенту закрыт — требуется авторизация, подписка или оплата доступа, например, вот так:
3. Проблемы UX
Пользователь вероятнее всего вернется в выдачу, если с контентом сложно взаимодействовать.Здесь основными факторами становятся:
- реклама;
- всплывающие окна и формы захвата;
- медленная загрузка;
- сомнительный дизайн;
- сайт не адаптирован под мобильные устройства.
4. Намерение пользователя
Некоторые пользователи не ищут ничего конкретного. Им нужны идеи, вдохновение. Либо же, наоборот, какая-то очень специфическая информация, не найдя которую беглым взглядом, они возвращаются в выдачу.Также запрос пользователя может быть настолько специфическим, что в индексе нет подобной страницы с четким ответом:
5. Проблема ранжирования
В этом случае поиск показывает пользователю результат, который соответствует интенту и релевантен, но, например, по геолокации ему не подходит.
Пользователю из Украины Google показывает результат с российского сайта, хотя он в данном случае бесполезен.
Является ли погостикинг фактором ранжирования?
В этом вопросе мнения экспертов расходятся. Например, Брайан Дин указывает, что pogo sticking — сильнейший фактор ранжирования. Эксперт говорит, что такое поведение пользователя дает сигнал поиску, что сайт не соответствует запросу, и его надо опустить ниже.
Эксперты Ahrefs приводят цитату Джона Мюллера:
… мы стараемся не использовать такие сигналы в поиске, так как причин такого поведения может быть много. … Этот сигнал очень сложно превратить в фактор ранжирования. Для отдельных страниц такое поведение не стоит внимания.
Стоит ли исправлять pogo sticking?
Так как такое поведение пользователей мало влияет на SEO, то исправлять страницы не нужно. Но это не значит, что не стоит ничего изменять и улучшать. Вот несколько советов, как уменьшить количество таких коротких визитов.
1. Исправить UX
В вопросе дизайна и структуры лучше придерживаться правила:
чем проще, тем лучше.
Пользователи приходят на сайт не за wow-дизайном, а за ответом на свой вопрос. Дизайн не должен отвлекать внимание пользователя от целевого контента. И тем более мешать в чтении/просмотре. Это значит, что стоит:
- убрать лишние поп-апы — формы подписки, формы выхода, подсказки и баннеры;
На этом примере на экране 2 всплывающих окна, каждое из которых закрывает контент. Закрыть просто. Но мешает.
- упростить доступ к разделам и страницам — чем проще навигация, тем лучше;
- оптимизировать сайт под мобильные устройства — и это не всегда про удобство чтения; элементы меню должны быть заметны и удобны для работы на мобильном экране.
2. Исправить скорость сайта
Медленная загрузка часто заставляет пользователя вернуться в выдачу и выбрать другой ответ. Проверить сайт и получить полный отчет по скорости загрузки и рекомендации по ускорению можно здесь.
3. Исправить последовательность изложения
Очень часто статьи (особенно лонгриды) начинаются с общего вступления, описания проблематики и важности своевременного решения. Затем уже текст переходит к сути, называя понятия и давая ответы на вопросы. Вы не можете предположить, сколько времени готов потратить пользователь, чтобы найти ответ на свой запрос на вашей странице.
Чтобы снизить количество быстрых возвратов в выдачу, стоит ответ на поисковый запрос (ключи, под которые оптимизируется страница) давать в самом начале страницы.
4. Исправить форматирование
Никто не будет пробираться сквозь стенут текста, учитывая, что большинство пользователей просматривают текст, а не читают его дословно. Вот несколько рекомендаций, которые помогут хорошо отформатировать текст:
- оптимальный размер абзаца — до 5 строк;
- маркированные/нумерованные списки хорошо структурируют текст;
- релевантные подзаголовки с разными вхождениями поискового запроса;
- логичное выделение поискового запроса и его частей в тексте;
- релевантные изображения, графики, таблицы, видео.
Вот пример сложного текста, который отлично отформатирован:
5. Исправить внутреннюю перелинковку
Некоторые поисковые запросы предполагают простой и быстрый ответ, тогда как другие — лишь начало пути в изучении более сложной темы. В таких случаях одна страница вряд ли ответит на все вопросы пользователя.
Для сложных тем рекомендуется использовать хабы. Такая организация позволяет раскрыть каждый аспект темы, связать их между собой, упростить доступ пользователя к другим подтемам.
6. Исправить дату и актуальность
Пользователи склонны доверять более свежей информации. И даже если тема не чувствительна ко времени, все равно “древняя” дата публикации может заставить посетителя вернуться в выдачу и найти более свежий результат.
Вот пример:
Интуитивно такой результат не рассматриваешь как актуальный и значимый.
Pogo sticking — естественное поведение пользователей, оно не влияет на ранжирование конкретной страницы и чаще указывает на неправильную выдачу по запросу, а не проблемы с сайтом. Однако есть ряд рекомендаций, которые помогут задержать пользователя на сайте, зацепить его внимание и повысить результативность каждого перехода из выдачи.
Эта статья также доступна в нашем Дзене!
Поржал с экспердов… А кто вообще ещё слушает этого Джона Мюллера? Он либо нагло врёт, либо не в теме, либо делает вид, что не понимает. Этот персонаж что-то вроде известной всем своей «честностью» и IQ Псаки, только та от госдепа, а этот от Гугла. 🙂
На уровне даже элементарного понимания поведенческих факторов, должно быть понятно, что если пользователь вернулся в поисковую выдачу после визита на сайт, то этот сайт не оправдал ожидания пользователя, а значит — ему не место в выдаче. Это сильнейший на сегодня фактор ранжирования!
«Pogo sticking — естественное поведение пользователей, оно не влияет на ранжирование конкретной страницы».
Нет ли тут расхождения в словах Мюллера, который ранее указывал, что именно поведенческие факторы (время на сайте, вовлеченность и т.д.) выходят на первый план в ранжировании страниц?