Отказы — головная боль вебмастера и оптимизатора. В обычной жизни это означает, что пользователю не понравился или не подошел сайт, и он предпочел уйти. Главная цель — снизить показатель. Но как? И что считается низким, а что нормальным уровнем отказов? Разбираемся в причинах и даем рекомендации.
Что такое отказ с точки зрения Google и Яндекса
Google засчитывает отказ, если пользователь за сеанс просмотрел лишь одну страницу сайта и закрыл его (т.е. не произвел никаких действий, которые бы зафиксировала Гугл Аналитика). Яндекс же считает время сессии — менее 15 секунд = отказ. Показатель рассчитывается как отношение количества сеансов с просмотром одной страницы к общему числу сеансов. Измеряется в процентах. О том, как Google точно вычисляет отказы, можно прочитать в Справке.
Яндекс несколько иначе определяет отказы:
Высокий показатель отказов
Показатель отказов — понятие относительное. Не всегда высокие цифры указывают на проблемы на сайте. Нормальным считается уровень отказов от 26 до 55%, при этом стоит учитывать и другие поведенческие метрики как время на сайте и глубина просмотров.
Все, что ниже 25% — уникальные случаи, все что выше 55% требует действий вебмастера.
Основные причины высоких уровней отказов
Рассмотрим основные причины высоких показателей отказов и возможные решения.
1. Медленная загрузка
Скорость загрузки влияет на ранжирование. Поиск предпочитает показывать выше тот контент, который быстро и просто доступен на странице. Медленная загрузка ухудшает пользовательский опыт.
Простейшим способом проверки скорости загрузки становится инструмент Google — Google PageSpeed Insights.
Помимо диагностики причин низкой скорости:
Инструмент также покажет возможные решения:
Проработав каждое из них, вы сможете существенно ускорить загрузку страниц. Если причина высокого уровня отказов в этом, то вы отметите моментальный результат. Как только сайт ускорится, показатель отказов снизится.
2. Исчерпывающий контент
Самое большое противоречие в SEO. Глубоко проработанные материалы, дающие исчерпывающий ответ на вопросы пользователей, определяется поисковыми алгоритмами как наиболее качественный. Но такой контент повышает вероятность высокого уровня отказов. Пользователь быстро получает ответ и уходит. У него нет необходимости просматривать другие страницы сайта.
В Справке Google как раз приводит такой пример (публикация в блоге — пользователь узнал, что хотел, и ушел) и заверяет, что если причина высокого показателя отказов в исчерпывающем контенте, то делать с этим ничего не надо.
Однако оптимизаторы не столь оптимистичны и рекомендуют все же задержать пользователя на страницах сайта, предложив ему дополнительные тематические материалы. Важно, чтобы пользователь сделал еще один переход. Как? Подумайте сами, что вы можете предложить: блок тематических статей, загрузку полезных материалов, специальное предложение, регистрацию и т.д.
3. Сниппет сайта в выдаче вводит пользователя в заблуждение
Если заголовок и описание страницы в поисковой выдаче не соответствуют контенту, пользователь уйдет. Если в выдаче сниппет указывает, что вы продаете эксклюзивные меха со скидкой, а на сайте представлены куртки из чебурашки, то причина высокого уровня отказов очевидна.
Если Google Аналитика фиксирует высокий показатель отказов для конкретной страницы, проверьте ее сниппет в поисковой выдаче, а также заданные Title и Meta description. Замените на более релевантные при необходимости.
4. Нерелевантные ссылки
Аналитика позволяет отследить показатели отказов по разным каналам. Если вы наблюдаете высокий уровень отказов реферального трафика, то стоит проверить ссылки. Вероятно, что по ссылкам к вам переходит нецелевой трафик. Это незаинтересованные пользователи. Также вероятен сценарий с поисковым сниппетом: текст ссылки или контент, в котором упоминается сайт, вводят пользователей в заблуждение.
5. Всплывающие окна
Всплывающие окна — очень тонкий инструмент работы с аудиторией. При точной настройке можно повысить уровень конверсии посетителей в подписчики, в клиентов, покупателей и т.д.
Но часто модули захвата аудитории настраиваются слишком агрессивно и в первые же секунды на сайте пользователь попадает под лавину предложений подписаться, оставить контакты, скачать, просмотреть, добавить в закладки, разрешить уведомления.
Некоторые из этих модулей невинно показываются в разных углах экрана, другие агрессивно перекрывают контент. Результат очевиден.
Если сайт злоупотребляет такими поп-апами, то стоит отключить все либо большинство и наблюдать, как снижается показатель отказов.
6. Реклама
Реклама — еще один скользкий инструмент в работе с сайтом. Мало рекламы — низкий заработок. Большое количество рекламы может привести к повышению уровня отказов. Пользователи не смотрят контент, не видят рекламу, в итоге — низкий заработок.
Реклама может и должна быть на сайте. При этом стоит соблюдать следующие правила:
- реклама не перекрывает основной контент
- реклама не смещает основной контент под линию сгиба
- реклама не вводит пользователей в заблуждение и не маскируется под основной контент сайта
- реклама не выглядит как элемент навигации или управления
- объем рекламы не превышает объем основного и дополнительного контента
7. Некачественный, бесполезный, шаблонный контент
Асессоры GetGoodRank часто получали на проверку сайты с новым типом SEO-контента:
Это были непременно лонгриды (10 000+), с навигацией в статье, пункты плана — частые вопросы пользователей по проблеме. Контент дополнен графикой, таблицами и видео. При этом польза материала минимальна.
Такой контент, хоть и технически уникален, но неоригинален. Пользователь не узнает ровным счетом ничего нового. Часто это рерайт сайтов из топа поисковой выдачи по основному ключевому запросу. В контенте отсутствуют новые идеи.
И этот шаблон применяется сейчас достаточно часто:
длинный текст — затронуты дополнительные релевантные темы — графика — таблицы — видео
Бесполезность этого контента ощущается с первых строк. Предложения и абзацы состоят из воды, отсутствует конкретика.
8. Качество оформления контента
Чтобы пользователь узнал, полезен контент или нет, ему надо хотя бы начать читать. Но если контент не оформлен, плохо структурирован, представлен сплошным полотном текста, то у пользователя может напрочь пропасть желание даже начинать читать материал. Зачем? Если на расстоянии клика в той же выдаче есть еще десятки материалов с более достойным оформлением.
Решение: правильное форматирование любого контента.
Даже небольшая публикация должна иметь:
- абзацы
- заголовки, подзаголовки, списки
- отступы между абзацами
- достаточное межстрочное расстояние
- читабельный шрифт, не требующий дополнительных действий
9. Отсутствие оптимизации под мобильные устройства
Оцените, какая часть трафика приходит на сайт с мобильных устройств, а затем проверьте, как сайт открывается на смартфоне или планшете. Адаптирован? Удобен? Текст читабелен? Меню доступно? Есть горизонтальная прокрутка? Может ли пользователь безошибочно кликнуть ссылку или кнопку?
5 PRO-рекомендаций по снижению показателя отказов
Эксперты SearchEngineLand собрали 5 наиболее эффективных, в то же время простых рекомендаций, которые помогут снизить отказы.
1. Следите за актуальностью контента и его релевантностью текущим событиям и ситуации
Каким бы крутым контент ни был, он утрачивает актуальность. Появляются новые инструменты, решения, возможности. Если в вашей индустрии произошли значимые изменения, стоит обновить контент.
2. Размещайте важные элементы сайта над линией сгиба (в пределах первого экрана)
У пользователя складывается мнение о сайте по тому, что первое бросается в глаза. Если человек сначала видит обилие рекламы, а потом уже заголовки и собственно контент, ради которого пришел на сайт, то первое, что он увидел, может сыграть решающую роль.
3. Всегда ускоряйте сайт
Регулярно проводите тест скорости и следуйте рекомендациям. Неважно, каким инструментом вы пользуетесь, важно улучшать сайт.
4. Отложите поп-апы
Чтобы снизить показатель отказов, важно убрать назойливую рекламу и поп-апы.
5. Помогите пользователям находить контент на сайте
Создайте блоки тематического контента, наиболее популярного контента, покажите контент, который прямо сейчас читают или обсуждают другие пользователи. Реализуйте поиск по сайту. Все это эффективно разогревает интерес пользователя и заставляет его задержаться на сайте.
По мотивам публикации SEJ.
Только чтение этого маразма побуждает соскочить с данной статьи 82 раза
>>Google засчитывает отказ, если пользователь за сеанс просмотрел лишь одну страницу сайта.
В корне неверная формулирока, а если пользователь просмотрел только 1 страницу и она полностью соответствовала его запросу. К примеру, читал статью полчаса о том, как устанавливать смеситель.
Отказ, это когда зашел и вышел не задержавшись, кажется не более 15 сек.
Ох, да спасибо. Сейчас поправим, извиняемся, тут недоглядели порядок слов… В Яндексе это 15 секунд вне зависимости от переходов, Гугл же фиксирует действия, которые передают Аналитике активность. Т.е. именно в Гугле заход на одну страницу и долгое чтение с последующим закрытием это отказ(