Обновления основного алгоритма Google редко проходят бесследно. Просадки трафика достигают 70%. Поисковая система никогда не раскрывает, какие факторы обновлялись, поэтому каждый апдейт порождает множество предположений и догадок.
Основные выводы эксперта об обновлениях основного алгоритма Google
Гленн Гейб, независимый эксперт по алгоритмам Google, показывает 4 примера сайтов, просевших в обновления, рассказывает о причинах просадок и методах восстановления.
1. Обновление никогда не направлено на единственный фактор ранжирования
К просадке сайта в выдаче приводит совокупность факторов. Как правило, проседают сайты со множеством локальных проблем на разных фронтах. К тому же, в ходе каждого обновления происходит перерасчет релевантности. Контент устаревает и оказывается менее релевантным основным запросам.
Среди основных факторов, которые чаще всего становятся причинами просадок сайтов, эксперт выделяет:
- качество контента
- качество пользовательского опыта (этому аспекту Google теперь уделяет особое внимание)
- агрессивная или вводящая в заблуждение реклама
- техническая SEO-оптимизация
К тому же, Google стремится показывать в топе авторитетные источники.
2. Сайты проседают из-за перерасчета релевантности
Это больше закономерно для информационных и новостных сайтов, где инфоповоды быстро теряют актуальность. Важно понять, почему произошла просадка: из-за снижения релевантности контента или из-за других факторов.
Повысить релевантность, просто дополнив контент, невозможно. Здесь нужен анализ тематики и конкурентов.
3. Ранжирование определяют миллионы дочерних алгоритмов
Гари Илш указывал, что Google применяет миллионы дочерних алгоритмов для анализа и оценки сайтов. Именно поэтому нельзя оптимизировать и наращивать только один фактор. Сайт необходимо развивать комплексно.
Учитывая, что Google вводит оценку пользовательского опыта в формулу ранжирования, важно получить отзыв о сайте от реальных посетителей. Именно их отзывы могут задать правильный вектор развития и оптимизации. Также они просто укажут, чем ваш сайт хуже конкурентных.
4. Сайты восстанавливаются в ходе следующих обновлений
В официальном посте об обновлениях основного алгоритма Google указывал, что восстановить видимость сайта в поиске после одного обновления скорее всего получится лишь в ходе следующего обновления.
Это значит, что в обновлениях Google оценивает сайт комплексно и починить/подкрутить конкретные факторы, чтобы восстановить позиции, невозможно.
Вы увидите улучшения только в том случае, если будете упорно и долго работать над улучшением сайта.
Этот факт очень важно принять во внимание, так как многие компании начинают тестировать сайты сразу же после внесения изменений, не видят эффекта и начинают менять стратегию оптимизации. Это неправильно. Насколько корректны вносимые изменения с точки зрения Google можно понять только в ходе следующего апдейта.
Это значит, что вы можете откатить правильные изменения, просто потому, что не увидели эффекта в краткосрочной перспективе.
5. В обновлениях Google не учитывает недавние изменения
Если вы вносили правки на сайт за 2-3 недели до начала апдейта, Google не учтет их. В обновлениях Google учитывает историю изменений сайта за долгий период (как правило, с прошлого по текущее обновление).
Если в ходе обновлений сайт теряет позиции или растет в выдаче, то это не из-за недавних правок.
4 кейса по майскому обновлению алгоритма
Эксперт показывает изменения 4 сайтов в ходе майского обновления. Рассказывает о причинах изменений и о том, что помогло восстановить видимость каждого из них.
1. Сайт медицинской тематики, просевший в ходе мартовского обновления 2019
Сайт предоставляет уникальную медицинскую услугу. В марте 2019 он просел на 40%:
Основные проблемы сайта, которые с высокой вероятностью привели к просадке
UX
На сайте были просто огромные кнопки призыва к действию, которые смещали вниз основной контент. На смартфонах CTA-кнопки занимали весь экран.
Качество контента
На сайте было много страниц с контентом низкого качества. А также были страницы, которые пытались описать всю тему сразу. Это как раз тот случай, когда качественный контент лучше публиковать на разных страницах и делать грамотную внутреннюю перелинковку. Большой объем устаревшего контента возможно влиял на релевантность сайта запросам в целом.
Авторитетность
Google особо тщательно оценивает сайты, относящиеся к группе YMYL (деньги или жизнь). Помимо экспертных авторов, создающих контент, Google учитывает PageRank при расчете авторитетности сайта:
На Pubcon Гари Илш упомянул, что оценка E-A-T также основывается на количестве ссылок и упоминаний сайта в сети.
Ссылочный профиль анализируемого сайта не мог сравниться с конкурентами. Поэтому сразу определилась долгосрочная стратегия развития. Нарастить ссылки быстро нельзя.
Восстановление
В мае 2020 года сайт поднялся в выдаче на 53%. За год были исправлены контент, ссылки, интерфейс, технические проблемы.
2. Сайт, когда-то задетый Пандой
После выхода из под Панды сайт пересмотрел отношение к контенту, руководствуясь рекомендацией Гленна Гейба по индексации качества.
В ходе прошлых обновлений сайт мог незначительно терять видимость в выдаче, что эксперт связывает исключительно с перерасчетом релевантности, так как не всякий контент можно обновлять и поддерживать в актуальном состоянии.
Сайт считается авторитетным источником и получает достаточно ссылок с таких же авторитетных сайтов:
В ходе майского обновления сайт получил прирост в 35%, это около 40-60 000 дополнительных посещений в день.
3. Просадка сайт с подобным контентом
Следующий пример показывает сайт, который публикует контент, подобный или очень похожий на контент конкурентов. В таких ситуациях Джон Мюллер рекомендовал вебмастерам и оптимизаторам максимально выделять отличия и преимущества сайта.
В мае 2020 трафик сайта просел на 40%:
Среди других причин, которые усилили вероятность просадки, оказались:
- агрессивная навязчивая реклама
- некачественный контент
- соотношение рекламы к основному контенту на странице
4. Восстановление сайта после неподтвержденного апдейта
Сайт под партнерские программы просел на 44% в апреле 2019 года в ходе неподтвержденного апдейта:
Анализ сайта показал большой объем некачественного контента, агрессивную рекламу. К тому же, вебмастер подтвердил, что в январе 2019 года добавили рекламных блоков на страницы.
Часто основной контент на странице был очень коротким — 1 небольшой абзац. Google не имеет ничего против сайтов, активно участвующих в партнерских программах. Но если при этом на сайте размещается только поверхностный, низкокачественный контент, то это может стать причиной просадок и снижения видимости в поиске.
Вот пример статьи на сайте:
Выделенный блок — это основной контент. Остальные области на экране заняты рекламой.
На качество основного контента могут влиять комментарии пользователей. Google оценивает комментарии как часть основного контента. Если комментарий спамный, то и общая оценка контента страницы также снижается.
Для восстановления позиций предприняли:
- ссылочная стратегия с прицелом на высоко авторитетные сайты
- качественный обстоятельный контент
- зачистка спамных комментариев
В мае 2020 года сайт получил прирост в 35%:
Заключение
Никогда нет единственной причины просадки сайта в ходе обновлений. Это множество факторов, которые в совокупности снижают общую оценку сайта.
Важно отличать просадки от перерасчета релевантности. Как правило, из-за снижения релевантности трафик проседает не столь критично.
Если сайт просел в обновление, то надо принять этот факт и разработать стратегию улучшений по основным фронтам:
- контент
- ссылки и авторитетность
- UX
Тестировать вносимые изменения не имеет смысла, поскольку реально видимость сайта изменится лишь в ходе следующего обновления. Google запускает масштабные обновления каждые 4-5 месяцев. Вот тот период, за который важно улучшить сайт. Ждать быстрых изменений после просадки не стоит.