факторы ранжирования Яндекс официальный список факторов, упомянутых в официальных источниках

Нет, перед вами не очередное независимое исследование факторов ранжирования. Мы составили список факторов, влияющих на позиции сайта в выдаче, о которых Яндекс официально заявлял в блоге либо документах.

Сначала узнаем, что в понимании Яндекса становится фактором ранжирования. Ответ на этот вопрос, как ни странно, мы получаем из страницы вакансии поисковика “Разработчик факторов ранжирования и расширений запросов”:

…  Мы улучшаем качество поиска Яндекса. Для этого мы придумываем и разрабатываем новые факторы. Фактор - это источник информации, на основе которого механизм ранжирования и алгоритмы машинного обучения принимают решение о том, какие из известных Яндексу веб-страниц следует показать на выдаче по запросу и в каком порядке. Мы применяем современные технологии информационного поиска: обработку текстов на естественном языке (NLP), нейронные модели и другие методы машинного обучения, а также автоматическое расширение запросов и документов новой текстовой информацией. Решаемые при этом задачи часто связаны с обработкой больших данных (исторических логов поиска) в модели вычислений MapReduce.

Кстати, вакансия не в архиве. По ссылке выше можете подать заявку.

Начинаем разбор полетов.

2007 год

В одной из первых записей официального блога для вебмастеров Яндекс указывает, что алгоритм стал учитывать много новых факторов, характеризующих страницу, ссылки и сайт в целом. Алгоритм стал более тщательно проверять ссылки, научившись отличать некоторые схемы накруток.


2008 год

Анонс Магадана указывает, что обновленная версия алгоритма улучшила имеющиеся факторы ранжирования и вдвое увеличила количество учитываемых факторов. Теперь алгоритм лучше понимает тип ссылок и страниц, а также учитывает качество текста на ранжируемой странице.

Яндекс внедряет новую стадию поиска — прюнинг — алгоритм проводит предварительный анализ релевантности документа запросу. И если оценка низкая, то дальше документ не анализируется. В сообщении указывается, что формула ранжирования учитывает как зависящие от запроса, так и статические (характеризующие страницу или сайт) факторы.

Запуск Магадана привнес в формулу  учет уникальность и геозависимость запроса.


2009 год

Выкатив Арзамас, Яндекс стал учитывать в ранжировании регион пользователя и показывать разные выдачи пользователям из разных городов.

С запуском Снежинска Яндекс объявляет, что благодаря переработке архитектуры ранжирования в поиске удалось реализовать учет нескольких тысяч поисковых параметров для одного документа.

2010 год

Яндекс сообщает об улучшении регионального ранжирования, указывая, что учитывается новый набор факторов.


2011 год

Яндекс начинает учитывать юзабилити сайтов, в частности алгоритм стал оценивать влияние рекламы на пользовательский опыт на сайте: поиск определяет, мешает ли пользователям реклама на сайте или, наоборот, дополняет его содержание. Формула ранжирования учитывает, например, затрудняет ли реклама доступ к основному контенту, перекрывает ли она текст, остаётся ли сайт с такой рекламой популярным.

Далее Яндекс указывает более конкретно, что влияет на юзабилити, а так, и на ранжирование: Прежде всего, у сайта должна быть логичная структура, понятная система навигации и интерфейс. Основное место на сайте нужно отвести той информации, ради которой он и был создан. Реклама не должна мешать воспринимать содержание сайта, её роль – дополнять основной контент. Лучше отказаться от всплывающих окон или использовать их так, чтобы посетитель мог быстро их закрыть.


2013 год

Яндекс запускает сервис “Оригинальные тексты”, призванный помочь сайтам защитить авторский контент и сообщить Яндексу, кто является первоисточником. Из этого делаем вывод, что уникальность оказывает мизерное влияние на ранжирование.

В нашем блоге есть подробная публикация о влияние уникальности на ранжирование.

В публикации Яндекса о намерении отменить учет ссылок по коммерческим запросам сообщается, что алгоритм учитывает около 800 факторов ранжирования.

2015 год

В объявлении нового подхода к определению релевантности Яндекс указывает, что помимо релевантности и прочих факторов ранжирования, которые помогают определить наиболее соответствующие запросу страницы, алгоритм корректирует и ранжирует выборку с учетом поведения пользователей. Это подтверждает, что Яндекс учитывает поведенческие факторы в ранжировании страниц.

2016 год

Мобилопригодность объявляется фактором ранжирования. Неадаптированные страницы будут показываться ниже в выдаче с мобильных устройств. Яндекс перечисляет самые базовые параметры определения мобилопригодности:

  • отсутствие горизонтальной прокрутки
  • оптимизация контента под размер мобильного экрана
  • отсутствие неподдерживаемых браузерами элементов (flash, Java-апплеты и Silverlight)

Размер шрифта также становится фактором мобилопригодности, а рекомендуемый Яндексом размер — 12px.

Яндекс предупреждает, что несоответствие шрифта может негативно сказаться на позициях сайтов, которые высоко отранжировались по запросам.

Отметим также, что в 2013 году был опубликован документ, в котором Яндекс объясняет, как ранжируются коммерческие сайты. В частности раздел 4 перечисляет факторы ранжирования по коммерческим запросам. Сам четвертый раздел называется Features for measuring site quality (Характеристики качества сайта). Эти характеристики перечислены в таблице 1:

Список коммерческих факторов ранжирования из официального документа Яндекс

В нашем блоге есть подробное описание данных параметров из документа.

На этом официальные заявления Яндекса заканчиваются. Мы не учитываем доклады в рамках конференций и вебинаров, так как большинство из них не задокументированы.


Выводы:

Если составить самый краткий список факторов ранжирования Яндекса, то получится следующая картина:

  • ссылки
  • релевантность
  • контент
  • отсутствие рекламы
  • структура и навигация
  • простота доступа к информации на сайте
  • мобилопригодность
  • шрифт
  • поведенческие
  • грамотное оформление коммерческой информации о компании

А как же 800 факторов? Влияние многих факторов:

а) незначительно
б) имеет локальный, динамический либо ситуативный характер.

Также многие факторы ранжирования находятся вне компетенции вебмастера, повлиять на них невозможно.

А какие идеи у вас? Пишите нам в комментариях!

Поделиться: