Как Google определяет качество информации для формирования выдачи

Полезные, точные результаты — вот что делает Google незаменимым помощником для пользователей во многих вопросах: будь то поиск товара или проверка факта. Со времен запуска PageRank, умение алгоритма отфильтровывать качественный контент стало основным отличием от других поисковых систем.

Вебмастера и оптимизаторы часто задают вопрос, что Google понимает под качественным контентом. И как определяется достоверность информации, которая попадает в поисковую выдачу.

Чтобы определить качество информации Google применяет такие подходы:

  • оптимизированные алгоритмы с высокой долей вероятности определяют ту информацию, которую пользователи посчитают полезной и достоверной
  • поисковая выдача строится таким образом, чтобы пользователь получил прямой доступ к информации из подтвержденных авторитетных источников — медицинские учреждения или государственные органы
  • Google придерживается строгого свода правил, чтобы определить, какой контент может появиться в результатах поиска, параметры качества и пользы

Как Google понимает качество

Чтобы понять, какие результаты наиболее релевантны запросу пользователя, Google создал несколько языковых систем, которые сопоставляют слова и концепты из запроса с соответствующей информацией из индекса. Это как простейшие системы, определяющие опечатки и синонимы, так и более сложные системы на основе искусственного интеллекта, для распознавания более сложной естественной человеческой речи (как BERT).

Обновление систем распознавания речи несомненно улучшает  результаты поиска. Но когда речь идет о достоверности и качестве информации, то ни одна система не может справиться так, как человек. Часто по словам или одному изображению невозможно определить, насколько информация достоверна, полезна или, наоборот, преувеличена, неправдива и бесполезна. 

Поисковая система использует так называемые сигналы разного рода, которые указывают на качество и достоверность информации. Это как подсказки, которые использует сам человек для определения качества и надежности. Среди таких сигналов — количество ссылок, указывающих на страницу. Если у одной страницы много ссылок, это подтверждает, что она — надежный источник достоверной информации по теме.

Google применяет множество сигналов, а для проверки корректности определения качества и достоверности проводит тесты.  В штате компании более 10 000 асессоров, которые проводят тестовый поиск информации и определяют качество источников, попавших в выдачу. Асессоры оценивают качество выдачи по тому, насколько сайты соответствуют стандартам E-A-T: компетентность, авторитетность, достоверность. (Что подразумевается под каждым из значений, рассказывают инструкции по оценке качества сайтов для асессоров Google)

Инструкции находятся в открытом доступе, чтобы каждый, кто хочет оптимизировать свой сайт, мог изучить критерии и изменить подход к созданию контента.

Оценки асессоров не оказывают прямого влияния на результаты конкретной выдачи или по конкретному запросу. Суммарная оценка асессоров показывает, насколько хорошо система справляется с определением качества и надежности источников в соответствии с тем, как оценивают эти же параметры сами пользователи.

Для тем, где качество и достоверность информации особенно важны (медицина, финансы, гражданская информация, кризисные ситуации) факторы, определяющие компетентность и надежность, приобретают больший вес. Практика показывает, что авторитетные экспертные сайты реже публикуют недостоверную, искаженную информацию. 

Google использует множество сигналов для определения компетентности и авторитетности. Эти системы и алгоритмы — наивысшая защита от контента низкого качества в выдаче, включая информацию, которая вводит в заблуждение.

Для большинства запросов пользователям нужен не быстрый ответ, а развернутое объяснение темы. Часто цель пользователя — проверить достоверность факта, услышанного где-то. Достоверные источники в топе выдачи гарантируют, что пользователь получит объективную информацию.  Одним из быстрых маркеров достоверности данных на сайте становится пометка фактчекинга в результатах по новостям и картинкам. Такой знак сразу указывает пользователю, что информация проверена, она достоверна. 

Все дополнительные опции в поисковой выдаче направлены на то, чтобы показать пользователю максимум полезной информации разного рода. Алгоритмы ранжирования создаются в соответствии с четким сводом правил. Но ни один алгоритм не безупречен. Если он не срабатывает и в результатах появляется недостоверная информация, тогда к сайту будут применены ручные меры в соответствии с установленными правилами.

Что это значит

По мнению экспертов, Google создал некий набор факторов, указывающих на авторитетность и компетентность источника. Набор факторов постоянно оптимизируется, именно это и происходит между обновлениям основного алгоритма ранжирования. Поисковая система собирает дополнительные сигналы и данные по каждому из факторов профиля авторитетности, а в ходе обновления перепроверяет сайты на соответствие этому профилю, в следствие чего и происходит перераспределение позиций.

К примеру, в ходе сентябрьского обновления 2019 года эксперты заметили, что в выдаче просели сайты по займам, которые активно использовали слишком “коммерческий” контент. Эксперты предполагают: Google определил, что сайты, которые не используют в контенте активных призывов к действию, манипуляций для убеждения пользователей выполнить нужное действие, более надежны и авторитетны. Навязчивый контент стал одним из факторов в тематическом профиле авторитетности. Поэтому сайты, которые не соответствовали данному критерию, потеряли позиции.

Что можно сделать

Не стоит ждать очередного обновления Google, чтобы понять, как алгоритм оценил авторитетность вашего сайта относительно других. Простой эксперимент показывает, что достаточно даже поверхностного сравнения с авторитетным сайтами, чтобы увидеть разницу. Сравнение по заголовкам в медицинской тематике показало, что авторитетные сайты используют прямые, конкретные тематические заголовки, тогда как спамные, низкокачественные сайты используют общие заголовки, кликбейт.

Google также оценивает, как сайт раскрывает тематику. Поэтому важно выбрать тему и развивать подтемы. То есть алгоритм оценивает авторитетность не по содержанию одной страницы, а по тому, как сайт (совокупность страниц) подходит к раскрытию общей темы.  Для этого отлично подходит кластерная структура сайта

Профилирование — гипотеза зарубежного эксперта, основанная на собственном опыте, экспериментах и официальных сообщениях Google.

4+
Поделиться: