В 2012 году Google представил вебмастерам отличный инструмент для управления ссылочным профилем — Disavow Tool, который позволяет отклонить сомнительные ссылки, то есть указать поисковой системе, что перечисленные ссылки не надо учитывать в ранжировании сайта. Эксперты MOZ рассказали, как работает Disavow Tool в 2021 году, как определить необходимость отклонения, а также взвесили все за и против использования инструмента.
Экскурс в прошлое
Инструмент Disavow Tool был запущен в 2012 году, когда SEO-экосистема была совершенно другой. Ручные санкции были привычной опцией, а Пингвин только начал работать. В 2013-2014 годах частой практикой продвижения коммерческих сайтов оказывалась массовая закупка низкокачественных ссылок, которая давала эффект до следующего апдейта Penguin. После обновления же большая часть, если не весь сайт, выпадали из поиска.
Основным отличием санкций того периода и нынешнего оказалась четкость рекомендаций. Google прямо указывал, что виной просадки позиций становились ссылки, и рекомендовал использовать Disavow Tool, чтобы привести ссылочный профиль в порядок.
В 2021 году ручные санкции выдаются сайтам крайне редко. Если позиции сайта резко снизились, оптимизатору остается только догадываться, что послужило причиной ситуации (ссылки, авторитетность, качество контента, конкуренты, “которые стали лучше” и т.д.). Некоторые же сайты возвращаются к прежним позициям и объему трафика в ходе следующего обновления Google, без каких-либо исправлений.
Стоит ли использовать Disavow Tool в 2021 году?
Выше представлен простой алгоритм, который поможет принять решение, стоит ли отклонять ссылки или пробовать другие методы исправления ситуации.
Помогает ли отклонение ссылок при снижении трафика?
Мари Хайнц, признанный SEO-эксперт, задала вопрос Джону Мюллеру, реально ли вернуть трафик после просадки путем отклонения ссылок. На что представитель Google ответил: в крайне редких случаях отклонение ссылок может повлиять на рост трафика. Те же сайты, которые добились такого эффекта, наблюдают скорее совпадение, чем следствие собственных действий.
В этом же подкасте Мюллер указывает, что есть два случая, когда оптимизатору стоит воспользоваться инструментом отклонения:
- Когда перед вами нерелевантный ссылочный профиль — даже простой визуальный анализ показывает, что ссылки спамные, нерелевантные, автоматические.
- Когда вы не знаете, как относится алгоритм к конкретному типу ссылок в вашем ссылочном профиле — например, вы наблюдаете много форумных ссылок, которые появляются автоматически при публикации сообщения (по типу тех, что в подписи автора). Алгоритмы учатся игнорировать такие ссылки, но если у вас есть сомнения по поводу их качества, количества или путей появления, тогда такие ссылки стоит отклонить.
Эксперты MOZ рекомендуют воспользоваться собственным инструментом оценки здоровья ссылочного профиля — Spam Score (инструмент с базовым функционалом) доступен бесплатно.
Анализ ссылочного профиля выглядит так:
Отклонять ссылки стоит в том случае, если в профиле значительная часть ссылок имеет показатель спамности 60% и выше. Такой анализ не покажет все ссылки, которые стоит удалить (но в бесплатном отчете доступно несколько конкретных примеров, которые указывают на тип ссылок, которые Google может расценить как спамные), но подтвердит предположение, что ссылочный профиль требует зачистки.
Что делать, если в файл отклонения попали качественные ссылки
Бывает такое, что в панике, по незнанию/неумению оптимизатор отклоняет ссылку, а последующий анализ показывает, что донор надежный, авторитетный, а ссылка была естественной.
В справке Google указывает:
В Twitter на вопрос о восстановлении ссылок через Disavow Tool Мюллер указывает, что:
Цитата:
If you remove something from a disavow fire and upload it again, then it won’t be disavowed anymore, so that should just work.
Если вы что-то уберете из файла отклонения и загрузите его вновь, то это “что-то” больше не будет отклоняться. Это должно сработать.
Интересное замечание к такой практике:
Anecdotally we have seen that «re-avowed» links, they come back with less power initially… however, it is very very hard to measure.
По некоторым данным такие “восстановленные” ссылки получают меньший вес, чем они имели изначально… хотя это и очень сложно оценить.
Риски и преимущества отклонения ссылок
Никто не знает наверняка, какой эффект оказывает та или иная ссылка на позиции и трафик сайта. Возможно, даже в алгоритме Google не существует стандартной формулы, которая рассчитывает вес ссылки (так как это динамичный фактор).
В некоторых кругах оптимизаторов существует теория, что по файлам отклонения оптимизаторы сами обучают алгоритм Google определять спамные, покупные, накрученные ссылки.
В свою очередь преимущества отклонения ссылок неочевидны. Основная причина в том, что ссылки — не единственный фактор ранжирования. А поисковая выдача, по которой оптимизаторы оценивают результаты действий, динамична. Оценить эффект отклонения крайне сложно:
- неизвестно, сколько времени необходимо Google, чтобы оценить и учесть новый файл;
- в этот период в профиле сайта могут появиться новые ссылки, также нельзя исключать эффект маркетинговых кампаний в других каналах, нового контента, событий, действий конкурентов и т.д.;
- за это время Google может развернуть несколько обновлений алгоритма — официальных и мелких, которые не анонсируются.
Рекомендации экспертов по отклонению ссылок сводятся к следующему:
Disavow Tool надо использовать крайне осторожно, когда есть подозрение, что именно часть ссылок в профиле может негативно сказываться на ранжировании и трафике.
Также стоит оценивать те ссылки, которые показывает GSC, очень маловероятно, что Google станет учитывать ссылки, которые он не определяет. Но есть мнение (в комментариях под оригинальным постом), что Google показывает лишь выборку из ссылок, которые видит.
Расскажите, используете ли Disavow Tool? Какие результаты наблюдаете? Также хотим напомнить, что если вы хотите поделиться собственным опытом в продвижении проектов в нашем блоге, вам достаточно написать об этом в комментарии. И наш редактор свяжется с вами в скором времени!
Эта публикация также доступна на нашем Дзен-канале Miralinks!
Не понятно, как в кабинете MOZ, смотреть спамные ссылки, при залогировании, появляется другой набор инструментов и они платные. Semrush называет такие ссылки токсичными и подсвечивает красным в консоли. А у МОЗ, как-то, неясно где искать.
Отклонял через Disavow Tool, эффект не заметил ( 3 месяца прошло). Может поэтому, в Яндекс вебмастере, такого инструмента просто нет?
В целом, складывается ощущение, что ссылочная масса влияет все меньше и меньше на продвижение, или поисковики больше веса придают другим факторам.
Здравствуйте! Не все инструменты в MOZ платные. Открываете Free SEO Tools, выбираете Link Explorer. Регистрируетесь. Попадаете в личный кабинет, слева список инструментов, раздел Link Research, последний пункт в этом списке — Spam Score.