В 2021 году Яндекс сделал несколько важных запусков, поиск давно определил вектор развития, которого четко придерживается.
Поиск Яндекса развивается так, каким хотят видеть его пользователи.
Основные события в поиске Яндекса за 2021 год
Яндекс перестал быть просто поиском. Пользователи все меньше ищут контент и все больше ищут решения. Именно на этом принципе и основано построение первой страницы поисковой выдачи.
Новые опции в выдаче
В январе 2021 года в поиске Яндекса появился новый фильтр, который дает возможность оставить в выдаче только коммерческие результаты. По некоторым запросам поисковому алгоритму сложно точно определить намерение, поэтому фильтр упростит пользователям доступ к нужной информации. Вот как это работает:
Справа от органических результатов есть пометка с общим количеством результатов, а также возможностью показать только коммерческие предложения. Фильтр показывает только коммерческие объявления, размещенные в Яндекса, а не результаты интернет-магазинов:
Летом Яндекс представил новую опцию в поиске — обогащенные ответы. Это варианты расширенного сниппета, которые помимо основного ответа содержат дополнительные данные: фотографии, ссылки на релевантные разделы сайта, адреса и телефоны.
Обогащенные ответы доступны не во всех тематиках. Опция доступна для:
- интернет-магазинов;
- новостных онлайн изданий;
- кулинарных сайтов;
- сайтов организаций;
- информационных (контентых) сайтов;
- социальных сетей.
В декабре Яндекс анонсировал еще два нововведения в выдаче: поиск по врачам и перевод англоязычных результатов.
По запросу поиск показывает выборку врачей, которым больше доверяют пользователи. Блок содержит базовую необходимую информацию: рейтинг, отзывы, специализация, клиника. На каждой карточке есть кнопка для записи.
Также в выдаче по русскоязычным запросам теперь могут появляться авторитетные зарубежные сайты с автоматическим переводом на русский язык. Переведенные результаты получат специальную отметку и будут ранжироваться наравне с русскоязычными.
Новые факторы ранжирования
В 2019 году в рамках 9 Вебмастерской Михаил Сливинский представил Proxima — это метрика качества поиска, которая определяет, какой должна быть выдача. В основном применяется к коммерческим (товарным) запросам. Она упорядочивает выдачу с учетом дополнительных сигналов:
- релевантность;
- вероятность решения задачи пользователя на сайте;
- лояльность пользователей к сайту (понимание того, что на этом сайте будет все хорошо);
- баланс полезного и навязчивого;
- индекс попарного сравнения.
А в 2021 году метрика получила дополнительные сигналы:
- коммерческое качество — оценка сервиса, который предлагает сайт (доставка и количество вариантов, полнота информации, требуемой на стадии выбора и добавления товара в корзину, насколько удобно делать заказ и т.д.);
- доверие — сомнительные страницы в выдаче замещаются более авторитетными (в основном касается серьезных тематик: здоровье, закон, финансы).
В конце года Яндекс ввел в оценку качества Proxima еще три дополнительные сигнала:
- профицит — оценка успешности выдачи по количественным показателям действий пользователей. Учитывается успешность выполнения задачи, с которой пользователь пришел в поиск;
- антикачество — сигнал учитывает жалобы пользователей, которые указывают на недобросовестный бизнес. При этом Яндекс утверждает, что алгоритм умеет отличать негативные отзывы о недобросовестности (например, принята оплата, товар не доставлен) от обычных ситуаций (товар субъективно не понравился пользователю) и заказных отзывов;
- ценность — задачей этого сигнала становится показ действительно полезных сайтов, а не SEO-оптимизированных, созданных для монетизации трафика.
Подробнее о последних сигналах Proxima можно прочитать здесь.
Новый поиск
В июне Яндекс представил новую версию поиска — Y1. Изменения коснулись как интерфейса (редизайн стартовой страницы Яндекса), так и самого поискового механизма.
Яндекс утверждает, что пользователи давно перестали искать сайты или статьи. Они ищут решения. Задача поиска — дать это решение сразу. Для этого в поиск выгружено более 130 миллионов готовых ответов, которые появляются сразу в поисковой выдаче, содержат достаточно информации, чтобы пользователю не пришлось открывать сайт.
Технология быстрого ответа применяется не только к текстовым результатам. Яндекс научился определять фрагмент в видео, который содержит ответ на запрос пользователя.
Изменилась также выдача по отзывам о компаниях. Теперь Яндекс агрегирует отзывы и оценки, формирует шкалы, чтобы дать быстрое представление об искомой компании.
Изменился подход к формированию выдачи. Ранее алгоритм Яндекса опирался на более чем 2000 факторов ранжирования. Сейчас ответ готовит нейросеть, обучаемая на паре запрос- ответ. Текущая версия обучена на выборке в более чем 20 миллиардов примеров. Количество слов в выборке превышает 3 триллиона. Новая нейросеть лучше понимает естественный язык запроса и точнее находит соответствия в текстах документов в индексе.
В основе нового поиска Y1 — генеративная нейросеть YaLM, это алгоритм обработки естественного языка. Его особенность в умении создавать тексты, практически неотличимые от тех, что создает человек. Для обучения сети использовались 13 миллиардов параметров, обучающая выборка — несколько терабайт текста. Цель внедрения в поиск — быстрый анализ содержания страниц, которые попали в выдачу по запросу пользователя, и генерирование быстрого ответа на вопрос пользователя. Быстрый ответ доступен в выдаче, без необходимости перехода на конкретные сайты.
Изменились метрики оценки полезности ответа по действиям пользователей. Ранее учитывался клик из выдачи и время на сайте (если пользователь провел какое-то время на сайте — успех). Сейчас же Яндекс оценивает результат взаимодействия — добавление товара в корзину, оплата и прочие действия.
Отличается и ранжирование коммерческой выдачи. Яндекс учится исключить серые магазины и небезопасные сайты злоумышленников.
Поиск Яндекс ориентирован на результат и удовлетворение интереса пользователя, предоставляя ему готовые ответы в топе поиска.
Эта публикация также доступна в Дзен-канале Миралинкс!
Интересное наблюдение за Яндексом.
Получается такая история, поведенческие факторы накрутки в яндексе будут существенно иметь фактор, но теперь накрутчики не только будут находиться на сайте, но и делать различные манипуляции (положить несколько товаров в корзину, посетить несколько страниц, а перед этим открыть в поиске неколько страниц и на нужно остаться, а все остальные закрыть).
Я считаю, что хорошие сайты, которые ни как не могут решить вопрос с загрузкой страниц, потеряются в органической выдаче. Выдача Яндекса будет для тех у кого есть знания, деньги и навыки поднимать и улучшать сайты. В целом спасибо за статью