Декабрь — время подводить итоги. Традиционно показываем, как изменился поиск Google за 2021 год.
Новые алгоритмы обработки текста
2021 год Google начал с того, что представил новый алгоритм по обработке длинного контента — SMITH. Это модель, по принципу, аналогична BERT. Основное отличие — в рабочей единице текста. SMITH определяет смысл отдельных фрагментов текста, тогда как BERT работает с отдельными лексемами. При обучении SMITH учили прогнозировать как скрытые слова в тексте, так и следующий фрагмент.
В мае 2021 года Google представил другую модель, направленную на обработку диалоговой речи — LaMDA. Основная способность модели — поддерживать диалог, свободно перетекающий в разные темы. LaMDA обучена давать уместный и удовлетворительный ответ в рамках диалога. Сейчас Google работает над тем, чтобы повысить интересность ответа, обучить модель давать аргументированный и фактически достоверный ответ.
Следующим шагом в обработке сложного контента (в том числе сложных и неоднозначных поисковых запросов) стала технология MUM, которую Google анонсировал в мае 2021 года. Она направлена на поисковые запросы, которые предполагают выполнение нескольких задач одновременно. Основная цель — сократить количество действий пользователя, чтобы удовлетворить интент. По наблюдениям Google, для ответа на сложный вопрос пользователю приходится совершать в среднем 8 обращений к поиску. Поиск учится отвечать на запросы типа:
Я поднимался на гору Адамс, теперь планирую восхождение на Фудзияму следующей осенью. В чем отличие подготовки к восхождению?
В июне Google подтвердил запуск MUM в поисковой выдаче для ответов на запросы о вакцине от COVID.
Новые алгоритмы и факторы ранжирования
В апреле Google анонсировал новое изменение в ранжировании — Product Review. Сам поиск новым алгоритмом данное изменение не называет, а указывает, что это “настройка систем ранжирования”.
Суть нововведения — переоценка отзывов и обзоров товаров и услуг. Google опубликовал список критериев для определения качества и полезности отзыва. Первое влияние нового алгоритма зарубежные вебмастера отметили уже в мае, когда и вебмастера, и системы мониторинга поисковой выдачи отметили сильные изменения, которые в основном затронули именно сайты отзывов и обзоров.
1 декабря 2021 года Google обновляет алгоритм оценки отзывов с целью улучшить качество выдачи по запросам типа “лучшие телевизоры до 200 долларов”. При этом указывается, что содержание отзыва (на которое собственно и направлен новый алгоритм) — один из сотен факторов ранжирования, применяемых к странице.
В феврале 2021 года Google официально запускает индексирование по фрагментам, которое анонсировал в октябре 2020 года. Такой подход упростит пользователям доступ к нужной информации в лонгридах. Индексация по фрагментам поможет лучше понять содержание каждой части контента на странице и правильно все отранжировать. Поиск станет показывать в выдаче наиболее соответствующую информацию со страницы. Фрагменты не ранжируются в отрыве от страниц.
Обновление основного алгоритма ранжирования
В отличие от Яндекса, Google анонсирует основные обновления в официальном Twitter-аккаунте. Однако не все обновления попадают в анонс. Так, в феврале 2021 года вебмастера отметили достаточно сильное изменение выдачи. Особенность — снижение количества быстрых ответов.
Следующий неофициальный апдейт вебмастера фиксируют в мае 2021 года и связывают его с разверткой Product Review, так как наиболее заметные изменения позиций демонстрируют именно сайты отзывов.
Первое официальное обновление в этом году состоялось в июне, впервые запуск происходил в 2 этапа. Google указывает, что необходимость постоянных обновлений вызвана не только желанием повысить качество выдачи, но и изменением количества ежедневных запросов и объема выборки, а также появлением новых типов контента.
15 июня поисковик запускает обновление Page Experience, которое призвано повысить в выдаче более удобные для пользователя страницы. Удобство определяется по факторам Core Web Vitals.
В конце июля Google запустил обновление по борьбе с ссылочным спамом. Цель — снизить влияние спамных ссылок. При этом поиск опубликовал инструкции для вебмастеров по работе с исходящими коммерческими ссылками, где рекомендуется правильно размечать такие ссылки (rel=sponsored), чтобы сообщать поиску правильную информацию.
По вопросу необходимости добавления rel=sponsored однозначного ответа нет. Хоть Google и рекомендует размечать ссылки, чтобы исключить участие в ссылочных схемах, практических подтверждений санкций за отсутствие разметки нет.
Очередное антиспам обновление Google запустил и в ноябре. Но это обновление направлено на исключение сомнительных и потенциально опасных сайтов в выдаче.
К спамным поиск относит сайты низкого качества, основная цель создания которых — влияние на результаты выдачи. Такие сайты не несут никакой пользы для посетителя.
Сайты, собирающие личные данные пользователей, фишинговые и загружающие вредоносное ПО, также относятся к опасным и исключаются из выдачи. По результатам антиспам апдейтов, количество переходов на опасные сайты из выдачи сократилось до 1%.
В конце ноября Google запустил очередное обновление основного алгоритма, по результатам которого оптимизаторы отметили:
- сильную зависимость позиций от авторства контента;
- снижение показов сайтов в Knowledge Graph;
- снижение темпов индексации.
Вебмастера и оптимизаторы делают аккуратное предположение, что Google начинает индексировать меньше контента. Если раньше в индекс попадало все, то сейчас в индекс попадает качественный и оригинальный контент. Сайты отмечают проблемы с индексацией (страницы не входят в индекс), при этом их позиции в выдаче остаются неизменными.
Мы собрали основные методы устранения ошибок с индексацией в этой публикации.
Нововведения в выдаче Google
Google реализовал бесконечную прокрутку в мобильной выдаче. Теперь до первого клика пользователь может просмотреть первые 40 органических результатов. Далее поиск предложит перейти на следующую страницу. Это поможет сайтам, которые ранжируются в топ-40 за пределами первой десятки.
Google также стал заменять заголовки сайтов в поисковой выдаче более релевантным текстом. Поисковик официально подтвердил применение нового метода формирования заголовков и объяснил такую необходимость. Заданный Title не может быть релевантным всем поисковым запросам, которым соответствует страница. Чтобы повысить релевантность ответа в выдаче, Google заменяет заданный Title более соответствующим фрагментом. Это может быть любой заголовок на странице или фрагмент контента.
Что в итоге
В 2021 году Google не ввел никаких разительных нововведений, которые бы в корне изменили ранжирование или принципы поиска. Все больше на ранжирование оказывают влияние факторы качества и удобства, при этом ссылки остаются приоритетным фактором.
Работа Google над алгоритмами в 2021 году больше похожа на настройку и отладку уже сформированной системы ранжирования.
Отдельно стоит выделить проблему индексации. Пока не на 100% ясно, что это: новый избирательный подход, перегруженность поисковых роботов (связано с растущими объемами нового контента) или сбой.
Также Google продолжает работу над моделями обработки текста. Поиск стремится лучше понимать текст и генерировать более релевантную выдачу.
Эта публикация уже доступна на Дзен-канале Miralinks!
Джон Мюллер сказал, что за отсутствие «sponsored» у ссылок не будет никаких санкций, дело добровольное
С отзывами совсем беда случилась, что в гугле, что в яндексе. Удаляют отзывы живые и реальные отзывы, негативный главное не удаляют, удаляют только Положительные 🙂